Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Продуктовый рейс

В Казахстане ритейлеры стали всерьез рассматривать интернет в качестве дополнительной торговой площадки.

28 января 2010 13:54, Ксения Михайлова, Фокус
Рубрики: Интернет

Середина 2009 года ознаменовалась своеобразным бумом онлайн-сервисов по доставке продуктов на дом. А в ближайшее время обещает в полную силу заработать еще один интернет-магазин arbuz.kz, сайт уже находится на стадии наполнения и тестирования.

Идея доставки продуктов на дом, конечно, не претендует на что-то новое или оригинальное. К примеру, супермаркет «Юбилейный» предлагает клиентам в Алматы подобный сервис уже давно, и долгое время он был едва ли не единственным игроком на этом рынке. Ситуация изменилась в прошлом 2009 году. Активно развивающаяся в южной столице сеть оптомаркетов «Арзан» стала сотрудничать сразу с двумя партнерами — онлайн-ресурсами arzan-service.kz и nadom.kz.

Появились и отдельные интернет-магазины, не привязанные к определенной ритейлерской сети, а работающие напрямую с оптовыми поставщиками. Кстати, несколько интернет-магазинов стартовали в прошлом ноябре, очевидно, не желая оказаться вне новогодней суеты, во время которой покупатели сметают с полок практически все. Увы, не без сожаления пришлось констатировать: продукты на праздничный стол по-прежнему предпочитают покупать при «личном» контакте. Наплыва интернет-посетителей в большинстве онлайн-магазинов замечено не было.

Столичный спрос

Принцип работы в подобных компаниях одинаков — на сайте размещается информация об имеющихся в наличии товарах с фотографиями и ценами. Зарегистрировавшийся пользователь добавляет необходимые продукты в «корзину», потом оформляет заказ и ждет звонка курьера с уточнениями адреса и подтверждением заказа. Оплата чаще всего наличными на месте при получении товара. Схема достаточно простая, а отсутствие как такового «живого» магазина существенно сокращает объем инвестиций, необходимый для старта такого проекта. Еще менее затратно — как в материальном, так и в организационном плане — создать подобный сервис при уже имеющейся продуктовой сети. Именно по такому принципу пошло руководство ТОО «ЦТ «Астыкжан», открывшее онлайн-сервис «Астыкжан Экспресс» 20 ноября 2009 года. Заказы в Астане принимаются через интернет или по телефону, доставляются курьером в срок до трех часов после приема заказа. Если стоимость заказа превышает 1500 тенге, то его привезут на дом совершенно бесплатно.

— Нам было проще открыть интернет-магазин, так как у нас уже есть ассортиментная база, — говорит начальник отдела маркетинга ТОО «ЦТ «Астыкжан» Лейла Ибрагимова.

Сейчас «Астыкжан Экспресс» предлагает 10000 наименований продукции, среди которых продукты питания, табачные изделия, бытовая химия и товары для детей.

— Мы открыли службу доставки, так как видели, что у населения появилась необходимость в таком сервисе. Рынок меняется, спрос на такие услуги уже есть, и мы готовы предложить этот сервис нашим покупателям, — продолжает Л. Ибрагимова.

Не станет препятствием к дальнейшему развитию подобных виртуальных магазинов, по ее мнению, и недостаточно высокий уровень проникновения интернета, который, по прогнозам экспертов, превысит по итогам 2009 года только 18-процентную отметку.

— Интернет стал тем ресурсом, который доступен многим. Особенно в Астане — городе молодых и перспективных, где большая часть жителей имеет доступ в сеть, — рассказывает Л. Ибрагимова.

Считает перспективным рынок именно столичных покупателей и представитель интернет-магазина tovarnadom.kz Айгуль Малдильдинова. Правда, по другой причине.

— Мы привлекаем клиентов в государственных организациях. Показываем наш сайт, рассказываем про удобства такого вида покупок. Люди начинают понимать, что это удобно — сидя на месте, можно приобрести продукты по тем же ценам, что и в мини-маркетах, а расплатиться либо через интернет, либо наличными при получении товара, — рассказывает А. Малдильдинова.

Интернет-магазин tovarnadom.kz работает с оптовыми фирмами, с которыми заключен долгосрочный договор «с определенными условиями», подчеркивает представитель ресурса. Она уточняет, что оптовые фирмы привыкли работать с крупными партиями товаров, онлайн-сервисы же пока не могут обеспечить такой оборот. Хотя, замечает А. Малдильдинова, сотрудники, отвечающие за хозяйственную часть разных предприятий, нередко делают заказы на 50000 тенге. Постоянные клиенты — частные лица — обычно закупают необходимый товар на 20–25 тысяч тенге ежемесячно.

— В Астане много госучреждений, где люди работают с раннего утра и до позднего вечера. И мы планируем, что спрос здесь будет только расти, — говорит представитель tovarnadom.kz.

А. Малдильдинова усматривает в этом виде бизнеса еще и фактор сезонности. По ее наблюдениям, суровая зима определенно на руку владельцам интернет-ресурсов по доставке продуктов, так как в холодное время года количество клиентов увеличивается.

Покупательская активность

В отличие от столичных компаний алматинские интернет-магазины делают ставку на частных лиц, делающих еженедельные закупы продуктов. Один из владельцев интернет-магазина tezrek.kz Адлет Игибаев рассказывает, что идея создания подобного сервиса пришла неожиданно. В кризис трое друзей, двое из которых по профессии архитекторы, решили заняться еще чем-нибудь помимо заказов — их количество резко уменьшилось.

— Еще в середине 2009 года эта ниша была пуста, и мы решили попробовать, — рассказывает А. Игибаев.

В отличие от конкурентов, которые ориентируются на цены мини-маркетов и магазинов у дома, представители tezrek.kz делают ставку на привлекательные цены, которые даже ниже, чем в оптомаркете, уточняют они. И, соответственно, основные покупатели — частные лица, с которыми удобно работать в форме ИП.

— У нас на сайте сервис для ленивых. Программа автоматически выносит хорошо продаваемые товары в категорию «рекомендуемых». И люди, которые ориентируются в ценах, сразу видят, что это выгодная покупка, — говорит А. Игибаев.

У интернет-магазина tezrek.kz уже сформировался круг постоянных клиентов, говорят владельцы ресурса. Средний чек — от 10000 до 11000 тенге, причем объясняют именно такую сумму тем, что при заказе свыше 10000 тенге доставка бесплатна. Минимальный заказ — 2500 тенге, но в этом случае придется добавить еще 500 тенге за курьерские услуги. В день обслуживают около 5 заказов.

— Среди наших клиентов много молодых мам, сидящих дома. Соответственно, спросом пользуется детское питание и подгузники, которые берут целыми упаковками, — говорит А. Игибаев.

Представители tezrek.kz также работают с оптовым поставщиком, мотивируя тем, что в случае сотрудничества с какой-либо торговой сетью представители последней начинают диктовать свои условия, которые не всегда взаимовыгодны.

Болезни роста

Сейчас одна из основных задач интернет-магазинов — постоянно поддерживать ассортимент. Так как в случае если каких-либо товаров нет в наличии, то клиенту везут заказ уже не на 10000, а, допустим, на 8000 тенге. Доставка при этом все равно бесплатна, так как уменьшение суммы произошло по вине продавца. Вообще, замечает А. Игибаев, лишь занявшись этим бизнесом, поняли, почему многие предприниматели не хотят связываться с доставкой продуктов. Нередко клиенты не указывают точное наименование продукции, а потом отказываются принимать уже доставленный товар. Впрочем, многие, по наблюдениям участников рынка, изначально настроены скептически — в графе «Комментарии» при оформлении заказа сразу пишут, что в случае если упаковка будет смятой или деформированной, откажутся абсолютно от всех товаров, делится А. Игибаев. Выход из такой ситуации только один — вынимать при клиенте все товары, чтобы он перепроверил упаковку, сроки годности и соответствие привезенной продукции накладной.

По словам А. Игибаева, говорить об успешности такого вида бизнеса пока преждевременно. Большинство интернет-магазинов еще не проработали даже года, чтобы судить об оборотах и динамике роста клиентов. К тому же в первое время все работают, что называется, «на авторитет» — нарабатывают клиентскую базу, предлагая минимальные цены и бесплатную доставку. О серьезной же прибыли можно говорить лишь тогда, как появится достаточное количество клиентов и, как следствие, вырастут объемы и оборот.

— Роста объемов ждет от нас и наш оптовый поставщик, так как ему пока наш интернет-магазин также особой прибыли не приносит. Но он тоже хочет развиваться и пробовать что-то новое, — говорит представитель tezrek.kz.

Все представители интернет-сервисов по доставке продуктов и товаров повседневного спроса уверены: это направление будет активно развиваться. А в условиях возрастающей конкуренции придется придумывать что-то новое, чтобы привлечь клиентов именно к себе. А. Игибаев уже сейчас строит планы: хорошо бы сделать wap-версию сайта, которую можно просматривать с мобильного, усовершенствовать дизайн — например, попробовать сделать виртуальные прилавки, трехмерное изображение.

— Еще одна идея — составить определенную продуктовую корзину, которую, например, зарегистрированный пользователь берет еженедельно. И при очередном посещении сайта предлагать уже готовый перечень продуктов за определенную стоимость, — рассказывает А. Игибаев. И добавляет: — Мы еще не профессионалы в этом бизнесе, поэтому пытаемся подойти к делу креативно и предложить людям то, чего нет у других…

Комментарии