Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

Интернет станет широкополосным, а соцсети — национальными

Интервью с ответственным секретарем Агентства по информатизации и связи РК Батыром Маханбетажиевым об итогах работы агентства в 2009 году и планах на будущее.

21 января 2010 13:50, Жанар Тулиндинова, Фокус
Рубрики: Связь

В 2010 год Агентство по информатизации и связи входит с амбициозными планами.

14 января итоги минувшего года на коллегии с участием главы правительства подвели в Агентстве по информатизации и связи. Свою оценку деятельности ведомства дали и зарубежные эксперты. В рейтинге World Economic Forum «The Competitiveness Report 2009–2010» Казахстан по показателю «количество пользователей сотовой связи» поднялся на 20 пунктов и занимает 59-е место среди 133 стран, а по показателю «пользователи широкополосной сети интернет», поднявшись на 27 пунктов, занял 64-е место. Об этом и многом другом корреспонденту Ф рассказал Ответственный секретарь АИС РК Батыр Маханбетажиев.

— С какими результатами АИС завершило минувший год?

— Динамика прослеживается по всем целевым индикаторам в области телекоммуникаций. Увеличилось количество абонентов сотовой и фиксированной связи, также произошел стремительный рост числа пользователей сети интернет — с менее чем двухсот тысяч человек в 2003 году до пяти миллионов в 2009-м. Почти в 2,5 раза увеличилось количество абонентов широкополосного интернета. В 2008 году их было около полумиллиона, а по итогам прошлого года — порядка 1,4 миллиона.

— Что было сделано в 2009 году для развития казахстанского сегмента интернета?

— Развитие Казнета остается одним из важнейших условий для перехода казахстанского общества к информационному этапу. Для того чтобы развивать его, необходимо создать свой собственный контент — это один из основных акцентов в работе АИС в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. И сделать здесь предстоит очень много. Во-первых, прекратить незаконное использование интернета: распространение спама, вирусов; во-вторых, наша доменная зона должна быть чистой от информационной грязи, в том числе от порнографии, информации экстремистско-религиозного характера. А защитив казахстанский сегмент, дать возможность всем креативно мыслящим людям спокойно работать и делать бизнес в интернете. Для этого должны быть очень удобные и простые правила регистрации сайтов, чтобы даже дети, молодежь могли создавать свои проекты. Сегодня на один миллион казахстанцев приходится 2400 зарегистрированных интернет-хостов, тогда как в России этот показатель превышает 34 тыс., а в Германии — 274 тысячи. Создание электронных торговых площадок, электронных витрин, онлайн-магазинов привлечет малый и средний бизнес, снизит расходы на ведение бизнеса и облегчит выход отечественных товаров на внешние рынки.

Здесь будет уместно упомянуть еще об одном проекте. В прошлом году АИС в целях автоматизации системы безналичной оплаты в онлайн-режиме услуг, оказываемых электронным правительством, запустил платежный шлюз. Сегодня с его помощью можно оплатить 120 видов налогов через кабинет налогоплательщика на портале Налогового комитета, — платежными карточками Visa и MasterCard.

Есть еще несколько системных мер, призванных способствовать росту казахстанского контента, — это внедрение цифрового телевидения и сетей 3G, развитие сети вычислительных центров и широкополосного доступа (ШПД) во Всемирную паутину. По прогнозам количество пользователей ШПД к 2014 году вырастет до 22,5 на 100 человек. В 2008-м этот показатель составлял 3,5,  в прошлом — 8,7.  Что касается количества зарегистрированных доменных имен в Казнете, то планируется их рост с 36 тысяч в 2009-м до 80 тысяч к 2015 году.

Все эти направления деятельности АИС тоже косвенно работают на то, чтобы развивать казахстанский контент. В ближайшее время мы запустим сеть третьего поколения — формат 3G. Главное, что частоты уже передаются и операторы связи в ближайшее время начнут оказывать эту услугу. Они в прин¬ципе к этому готовы. Благодаря данному новшеству мы сможем пользоваться интернетом как с фиксированного телефона, так и с мобильного, причем ШПД к интернету дает возможность передачи данных со скоростью до 2 Мб.

Если говорить об общемировых тенденциях, то актуальными сейчас являются внедрение сетей нового поколения на базе IP-услуг, массовое развитие высокоскоростного доступа по технологиям ADSL, Wi-Fi,  Wi-Max, развитие новых услуг для государственного сектора, бизнес-структур и населения на базе конвергентных и мультимедийных технологий. Для Казахстана это не завтрашний день. Для оказания услуг беспроводного радиодоступа (Wi-Fi,  Wi-Max) агентством на использование радиочастотного спектра выданы разрешения более чем 20 компаниям.

— Среди системных мер по развитию Казнета вы упомянули внедрение цифрового телевидения…

— В конце декабря прошлого года в Астане прошло очередное заседание межведомственной комиссии по радиочастотам, на котором были приняты решения о внедрении цифрового вещания. Переходным периодом определены 2007–2015 годы, а это означает, что на запуск «цифры» у Казахстана осталось всего пять лет. Вопросов здесь еще предостаточно, поэтому планируется, что уже 4–5 февраля для участия в международной конференции по развитию перспективных технологий радиосвязи и цифрового вещания в нашу столицу съедутся ведущие эксперты и специалисты в этой области.

— В Казахстане планируется создание национальной социальной сети. Чем же она будет отличаться от зарубежных аналогов?

— Своя, казахстанская, социальная сеть — это один из компонентов развития казахстан¬ского контента в интернете, над ним сейчас ведет работу инфокоммуникационный холдинг «Зерде». За плечами специалистов холдинга уже есть опыт по реализации двух масштабных проектов — национального видеопортала KazTube и интернет-агентства бизнес-новостей BNews. Значительное преимущество будущей национальной социальной сети — в ее доступности, ведь она будет значительно дешевле российских аналогов.

— Будет ли проект коммерческим?

— Это инвестиционный проект холдинга «Зерде». А все инвестиционные проекты должны окупаться. Замечу, что у экономистов не всегда считается прямой финансовый эффект, есть еще и косвенный. Безусловно, от всех этих проектов и общество, и государство получат дополнительные дивиденды. К примеру, внедрение широкополосного интернета способствует увеличению занятости, росту в структуре национального продукта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

— Почему все эти проекты создаются по инициативе и при финансировании государства? Неужели Казнет так непривлекателен с коммерческой точки зрения?

— Дело в том, что до сих пор частные деньги в интернет вкладывались, но не столь активно. Каким-то образом эту ситуацию нужно было менять: мы же не могли просто ждать частников. Когда во всем мире идет столь бурное развитие, нам тоже необходимо придерживаться этого тренда. Государственные проекты — это всего лишь катализатор, мы создаем их для того, чтобы подтолкнуть казахстанцев к запуску собственных проектов, вложению в них инвестиций. Если еще четыре года назад в Казахстане пользователей интернета было меньше трех процентов от всего населения, то сегодня картина стремительно меняется. В республике насчитывается свыше 30 проц. пользователей — это с учетом тех, кто использует мобильный интернет. Получается, треть казахстанцев готовы к получению услуг через интернет. Вместе с борьбой за клиентов, надо полагать, начнется и вложение денег.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии