Следите за новостями

Шавхат Утемисов: Построить конкурентоспособное общество можно только на фундаменте электронной инфраструктуры

Интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК, членом Комитета по экономической реформе и региональному развитию Шавхатом Утемисовым о пользе развития электронного правительства в Казахстане.

17 июня 2010 11:26, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Пять лет назад, когда программа по формированию «электронного правительства» только стартовала, никто и не верил в реальность автоматизации столь необходимых населению сервисов: слишком мал был процент проникновения интернета, высока цена за такие преимущества и «затверделым» казалось сознание масс. К тому же нашлось немало «экспертов», уверявших, что тратить бюджетные деньги на поддержку «эфемерных» порталов — роскошь. На этапе подготовки «е-прорыва» хватало скептицизма, который приходилось преодолевать с помощью конкретных действий. Их результат — налицо: согласно отчету ООН «Об электронном правительстве», по индексу развития e-gov Казахстан в текущем году занял 46-е место из 192 возможных, что на 35 пунктов выше, чем в 2008-м. По распространению on-line-услуг мы базируемся на 24 позиции, по показателю «участие граждан в электронных проектах» — на 18-й.  В этом престижном рейтинге наша республика оставила далеко позади партнеров по Таможенному союзу!

…Пройдя большой инфраструктурный путь, e-gov вышло в «правовое поле». Сегодня на пленарном заседании Сената будет рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам развития «электронного правительства». О пользе виртуальных проектов и их документальной регламентации — наша беседа с депутатом Мажилиса Парламента РК, членом Комитета по экономической реформе и региональному развитию Шавхатом Утемисовым.

Шавхат Утемисов, депутат Мажилиса Парламента РК— Шавхат Анесович, развитие «е-правительства» выдержало несколько этапов, каждый из которых сопровождался лавиной критических замечаний: дескать, все это — красочные презентации, пыль в глаза — не более того…

— Не соглашусь. За пять лет в рамках соответствующей программы сданы в промышленную эксплуатацию базы данных «Регистр недвижимости», «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», активно функционирует единая точка доступа к государственным услугам — веб-портал, количество посетителей и пользователей которого растет с каждым днем. Путь, пройденный нами, позволил за очень короткий срок выстроить государственную инфраструктуру «е-правительства» и сформировать его базовые компоненты.

Создаются все условия для того, чтобы и государство, и население, и бизнес реализовывали свои интересы на основе информационно-коммуникационных технологий. Так, граждане могут, избегая очередей, прямых контактов с чиновниками (а значит — и коррупционных соблазнов), получать необходимые справки. Предприниматели — уплачивать налоги и сдавать отчетность, не выходя из офиса.

Через е-gov уже оказывается 56 видов госуслуг, и в текущем году ставится задача довести их количество до 60. Чем больше внедряется сервисов, тем проще становится жизнь: при «посредничестве» Всемирной сети нынче можно получить свидетельство о рождении ребенка, справку о недвижимости, оплатить коммунальные услуги, запросить выписку с пенсионного счета…

Казахстан сейчас находится на третьем этапе развития «е-правительства»  — транзакционном, который подразумевает возможность осуществления платежей в режиме on-line. Успешно пройдены информационный и интерактивный этапы, ознаменованные освоением пространств интернета госорганами, началось внедрение проектов «электронные госзакупки», «е-лицензирование»,«е-нотариат»

Таким образом, все, что необходимо для полноценного использования виртуальных предложений, у нас есть. Осталось подкрепить практическое внедрение правовыми основами.

— Полагаю, для этого и был разработан законопроект. Какие конкретно цели он преследует?

— Вносятся изменения в два кодекса и 11 законов. Существенно расширяется понятийный аппарат: мы даем определения таких понятий, как оператор платежного шлюза, электронные услуги, их стандарт, регламент и, собственно, «е-правительство». Формулировка звучит так: это государственная система управления на основе информационно-коммуникационных технологий, направленная на своевременное и качественное исполнение государственных функций.

Законопроект предполагает законодательное закрепление использования электронных документов в ряде сфер, в том числе в судебном и архивном делопроизводстве, определение их одинаковой юридической силы с документами на бумажном носителе, вводит нормы, устанавливающие возможность для совершения сделок, выдачи доверенностей в «е-форме». В нем также оговорено оказание услуг в равной степени на государственном и русском языках.

Безусловное новшество — правовая база для функционирования системы «е-лицензирования» и «е-нотариата» как серьезный фактор для снижения административных барьеров. Получить разрешение на занятие тем или иным видом деятельности можно без хождения по кабинетам: направляешь заявку с приложением необходимых документов через интернет и ждешь ответа. Во-первых, это экономия времени и средств, во-вторых, опять-таки, нет прямого контакта с чиновником и, в-третьих, обеспечивается прозрачность всего процесса. Предприниматель может в режиме реального времени наблюдать за «статусом» своего заявления, а госорганы отныне будут обязаны получать необходимые сведения из государственных баз данных без запроса их у заявителей.

Мы искренне надеемся, что введение системы «е-нотариат» позволит в будущем избегать правонарушений в этой области. Так, в 2009 году подано более 400 исков на то, что сделки осуществлялись неправильно, из них порядка 116 подтвердились, заведено 31 уголовное дело.

…В целом я считаю, принятие законопроекта станет важным шагом на пути к «безбумажному» информационному обществу, поскольку госорганы будут обязаны предоставлять услуги в электронном виде и осуществлять свои функции с применением IT-технологий.

— Если «е-лицензирование» и  «е-нотариат» можно считать нововведениями программы, то электронные госзакупки эксплуатируются не первый год, а с первого января 2010-го в этом сегменте наметился небывалый рост. Правда, благодаря «общеобязательности» формата для закупа методом запроса ценовых предложений. Так ли правильно в этом случае — обязывать?

— Для государственных закупок электронный формат должен быть обязательным. При обычной процедуре — и это не секрет — заказчик может влиять на процесс, вплоть до создания условий аффилиированным лицам и установления цены «по договоренности». В ЭГЗ происходит «эффективный выбор поставщика», поскольку все автоматизировано, исключен пресловутый человеческий фактор.

С первого января по май текущего года на сайте: www.goszakup.gov.kz зарегистрировано более 60 тысяч участников. Примечательно, что 19 тысяч из них — индивидуальные предприниматели. При прежнем формате их документы просто-напросто не рассматривали, а сегодня ИП могут делать ценовые предложения и выигрывать конкурсы, что в какой-то степени стимулирует развитие малого бизнеса.

Конечно, не исключаются сложности: поставляемая продукция может быть не самого высокого качества, а благодаря расширению доступа и равным условиям, победителем может стать юридическое лицо с «базой» за пределами области. Предъявлять ему претензии, находясь за сотни километров, — проблематично…

Не стоит забывать и о таком немаловажном положительном эффекте от внедрения ЭГЗ, как экономия бюджетных средств. За период с января по май было проведено свыше 220 тыс. электронных лотов, на которые предполагалось потратить 22 млрд. тенге. В итоге удалось сэкономить 4,6 из них.

— В «пилотной зоне» Министерства финансов в настоящее время идет апробация электронных конкурсов. Однако подобный опыт — в новинку не только для нас, но и для всего мирового сообщества…

— С одной стороны, хорошо, когда мы лидируем в чем-либо, но не в ущерб делу — это ведь не самоцель, чтобы мы первыми внедрили электронный конкурс. Надо не спеша проанализировать все плюсы и минусы «e-закупок» методом ценовых предложений, акцентировать внимание на устранении недоработок, которые имеются. Электронный конкурс — это технически гораздо сложней, там больше нюансов, и подготовка к нему должна быть соответствующая.

— А должен оставаться выбор — бумажный вариант или электронный?

— Раз мы систему внедрили, надо продолжать идти по этому пути. Но модернизируя, совершенствуя ее, на ходу реагируя на изъяны.

Сейчас все еще продолжается процесс становления. Необходимо, чтобы каждая сторона четко выполняла возложенные на нее функции. Если заказчик выбирает поставщика, то не мудрит, а делает это объективно. Если предприниматель поставляет продукцию, то тоже не пытается демпинговать, «подсовывать» некачественный товар. Госорганы в свою очередь должны обеспечивать техническую сторону, чтобы как можно меньше претензий было на срывы и «зависания» портала.

В целом же ЭГЗ в системе «электронного правительства» — это большой шаг вперед.

— Об «электронном правительстве» часто говорят: «дорогая игрушка». В кризис многие программы были свернуты, и в частности по снижению информационного неравенства, однако финансирование e-gov  не прекратилось. При этом чтобы пользоваться возможностями портала, нужно буквально «уметь ими пользоваться». И как же это осуществить, если большая часть населения с трудом нажимает на кнопки клавиатуры? И процесс обучения стоит на месте?

— Вы совершенно правильно поднимаете вопрос. До кризиса, пока не начались сложности с бюджетированием, была проделана большая работа по устранению информационного неравенства. Я думаю, эта программа во многом стимулировала людей самостоятельно осваивать компьютер, как, впрочем, и возможность оплачивать коммунальные услуги через итернет, а также другие плюсы «е-правительства». И все же его развитие должно идти параллельно с повышением компьютерной грамотности населения. Я думаю, государство должно вернуться к законсервированной программе и снова запустить проект.

…Мы должны учитывать тот факт, что еще не везде есть доступ во Всемирную сеть. Хотя специалисты Министерства связи и информации и уверяют: 99% школ уже подключены к интернету. Согласно планам ведомства в ближайшем будущем жители любого населенного пункта смогут оценить преимущества даров цивилизации.

Обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования госорганов объявлены в Казахстане приоритетными задачами в рамках построения конкурентоспособного общества. И построить его можно только на фундаменте развитой электронной инфраструктуры.

Комментарии