Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Госзакупки должен осуществлять компьютер для достижения главной цели — беспристрастности

О ходе внедрения системы электронных государственных закупок в Казахстане.

26 мая 2010 14:12, Евгения Михайлова, Литер
Рубрики: Общество

Сотрудничество с государством для бизнеса, безусловно, выгодно. Особенно это актуально сейчас, в период кризиса. Правда, нарушениям в этой отрасли несть числа.

Закон о госзакупках преподносился к моменту его принятия как короткий, четкий и прозрачный документ, который способен навести порядок в многотрудной суете, связанной с тратой бюджетных средств. Сейчас решили внедрить систему электронных закупок. На первом этапе — опростоволосились. Грядет второй.

В своем недавнем послании народу страны президент Нурсултан Назарбаев отметил, что республике удалось добиться небывалого роста «казахстанского содержания» в госзакупках национальных и транснациональных компаний. Эту тенденцию необходимо продолжать. Причем в правовом поле. И помочь в этом может только организация тендеров в электронном формате.

Вслед за электронной подписью и электронными торгами деловой мир Казахстана ожидает еще одна инновация. В планах руководства ТОО «Центр электронной коммерции» переход на on-line-платежи и так называемые электронные договоры. Об этом председатель правления ЦЭКа Султанжан Ахметов сообщил в ходе онлайн-конференции.

— В наших перспективных планах реализация так называемых онлайн-платежей. Поставщик сможет непосредственно, не то чтобы через портал, но через платежный шлюз получить оплату за свою поставку — это первое. И второе — это запуск и развитие так называемых электронных договоров, — заявил Султанжан Ахметов, отвечая вопрос о планах развития электронных госзакупок.

По словам руководителя ЦЭКа, электронный договор может быть подписан в режиме on-line электронной цифровой подписью. Это позволит поставщикам и заказчикам избежать волокиты с подписанием договоров, на которую в обычном режиме уходит от «нормативных» пяти дней до недели и более. Помимо того, при подписании договора нет необходимости в личном присутствии представителей сторон.

За сравнительно недолгий период деятельности ТОО «Центр электронной коммерции» компанией был создан портал goszakup.gov.kz, где бюджетные организации обязаны размещать объявления о проведении закупок, в соответствии с годовым бюджетным планом. С начала 2010 года на web-портале www.goszakup.gov.kz зарегистрировано свыше 60 тысяч участников электронных торгов, большая часть которых — потенциальные поставщики, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса.

В прошлом году после тестовой пробы применения системы электронных госзакупок только за три месяца удалось сэкономить 21 млн. тенге. Откуда берется эта цифра? Методика проста. Предположим, государство на что-то собиралось потратить 100 тенге, а потратило 79. Следовательно, 21 тенге — экономия. Результат положительный. Однако специалисты относятся к этому скептически.

— Можно запланировать истратить миллион на шариковую ручку, а купить ее за пять тенге и сэкономить, — иронизирует руководитель общественного объединения «Центр поддержки участников торгов» Игорь Растопша.

Главная проблема существующей системы госзакупок — ее «однозадачность» и прямолинейность. Вот характерный пример. Госучреждению нужно распечатывать документы. Предположим, для этого требуется 10 лазерных принтеров, способных печатать не менее 20 листов в минуту. Но главным критерием выбора победителей по закону является цена. А значит, если буквально руководствоваться нормами закона, победит тот, кто предложит самый дешевый принтер.

— Закон при этом совершенно не оценивает дальнейших затрат учреждения на обслуживание дешевых принтеров, — говорит Игорь Растопша. — То есть принтер может быть дешевым, но быстро и часто ломаться. И не исключено, что картридж к нему стоит в десять раз дороже, чем для принтера, который стоил на 5 процентов больше.

В итоге за несколько лет такое учреждение при полном следовании букве закона потратит в разы больше, чем если бы с самого начала приобрело более надежные, но дорогие принтеры. А, например, такая возможность, как аренда принтера, вообще не рассматривается в ходе подобных торгов.

— Речь может идти не только о принтерах, но и, например, об автомобилях, что более актуально, — считает г-н Растопша. — Машина представительского класса стоит 5–6 млн. тенге, а пользоваться ею могут всего пару раз в неделю. Почему бы не воспользоваться услугами аренды? Ведь это будет в разы дешевле!

По итогам проведения первой волны тендеров в госучреждениях решили внимательней отнестись к вопросу цены. Сделано это было по настоянию Счетного комитета. Слишком много нарушений было выявлено по результатам торгов. По некоторым лотам победители обязались поставлять товар по цене даже ниже себестоимости, что само по себе вызывает массу вопросов.

Считается, что нужно оценивать их репутацию, опыт, наличие нужных специалистов, время работы на рынке и другие факторы. Каждому критерию присваивается определенный вес. Но цена по-прежнему будет иметь приоритет — 35 процентов, тогда как удельная доля «качественных» показателей не должна превышать 20 процентов.

Выбрать конкретную вещь по закону нельзя. Можно только указать ее характеристики и дописать определение «или аналоги». Однако и из этой ситуации чиновники из казенных госпредприятий нашли выход, принявшись указывать в конкурсной документации характеристики, абсолютно точно соответствующие параметрам необходимого объекта. Например, кузов нужного автомобиля вымеряется до миллиметра, затем эти данные заносятся в базу. После чего объявляется конкурс на поставку искомого транспортного средства «или аналога».

Аналоги, разумеется, с дотошно приведенными миллиметрами не совпадают. Как следствие, ответственные за покупку получают то, что и требовалось. Причем честно. По закону. Коррупция? Не всегда. Порой госпредприятиям приходится идти на такие ухищрения, чтобы получить действительно необходимое уникальное оборудование, а вовсе не дешевый «аналог», который скоро выйдет из строя, да еще и натворит бед.

Поскольку в законе все эти случаи закрепить невозможно, Счетный комитет совместно с правоохранительными органами занят бесконечными проверками.

— Вообще не понятно, с чего следует начинать законотворчество, чтобы предотвратить злоупотребления, — говорит Игорь Растопша. — То ли с реформирования самих конкурсных процедур по пока не понятным параметрам, то ли с эффективности расходования средств, что происходит сейчас и, к сожалению, себя не оправдывает.

Решить эту проблему в рамках действующих правил практически невозможно. С этим соглашаются многие эксперты. Талгат Сатыбалдин, управляющий директор одной из крупных сетей по поставке канцелярских товаров, уверен, что нужно сократить масштабы применения закона, снизив присутствие государства на рынке как участника, но усилив присущую ему роль регулятора.

— Тогда будет закупаться только серийный товар наподобие карандашей, — поясняет Сатыбалдин. — А из сложных областей вроде строительства государству как заказчику нужно уходить, но контролировать.

Сегодня многие полагают, что такие ограничения — что единственный способ решить проблему. Хотя и здесь нет гарантии, что злоупотреблений не станет еще больше. После того, как государство самоустранится из системы госзакупок как непосредственный участник процесса, на его место могут прийти компании, за которыми будут стоять все те же чиновники.

Комментарии