Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Все продается и покупается. В интернете

Мнения экспертов рынка о том, как лучше создать и развивать интернет-магазин в Казахстане.

13 мая 2010 13:31, Ольга Стеблова, Gazeta.kz
Рубрики: Интернет

Чтобы сократить издержки и «обновить» свой бизнес предприниматели все чаще обращаются к Всемирной сети.

О том, как грамотно подойти к созданию магазина рассказали Валерий Жуган, директор интернет-студии Ataka (Рига, Латвия), руководитель iFerrum Studio Роман Бутаков (Павлодар, Казахстан) и владелица интернет-магазина Екатерина Силлуан.

Интернет-студии Ataka уже более 10 лет. «На рынке Латвии мы одни из крупных производителей — за последние пять лет сделали 70 магазинов», — говорит Валерий Жуган. По его словам, сейчас, во время кризиса, на интернет-магазины возник особый спрос. Люди, которые владели «обычным» магазинчиком, и у которых резко сократились обороты, теперь ищут возможности сэкономить. И находят.

— Они не только получают новых клиентов из других городов, они находят покупателей даже в других странах, — говорит Валерий Жуган. — Кстати, у наших клиентов не редкость покупатели из Казахстана, они берут золотые украшения, различные предметы быта, игрушки. Их даже не отпугивает необходимость дополнительно оплачивать доставку.

Всем желающим открыть интернет-магазин студия предлагает два варианта работы.

Первый путь более дорогой и трудный. Это создание уникального проекта, причем уникального не только внешне: магазин будет сделан индивидуально под клиента и его нужды.

Второй вариант (и именно он сейчас особенно востребован) — недорогой магазин, самый простой. Максимальная простота системы и набор самых нужных функций. «Без излишеств, которые на первом этапе часто и не нужны», — объясняет Валерий принцип работы по этой схеме. — Утром вы к нам обратились, а к вечеру получили сайт и начали работу«.

В большинстве случаев, заверил Валерий, клиенту даже не нужно будет объяснять, как все работает, «куда нажимать».

— Девяноста процентам клиентам не надо рассказывать, как работает магазин — они просто заходят в «админку» и начинают работать. Есть адрес в интернете, панелька, с которой можно зайти и быстро начать все делать. Как разработчик скажу, что это самое сложное, сделать так, чтобы было просто для администратора. Над отладкой нашей системы мы работали более 9 месяцев.

Несколько вариантов для желающих обзавестись интернет-магазином предлагает и Роман Бутаков, глава iFerrum Studio.

— Первый путь — это заключить партнерское соглашение с уже действующим интернет-магазином, — говорит он. — Подобная система устроена на принципе интегрирования полноценного интернет-магазина в уже существующий, обычный сайт. Владелец сайта регистрируется в системе и получает пароли на вход в панель управления. Код интеграции магазина в сайт предельно прост: несколько строчек кода, которые web-мастер должен разместить на своем сайте, после чего на сайте появится полноценный интернет-магазин с корзиной и возможностью заказа товара. Покупатель оплачивает, магазин отправляет, а участник партнерской программы получает свой процент.

Среди достоинств этого способа: минимум затрат, быстрый выход на рынок, получение информации о емкости рынка без особых вложений и риска, а также можно отметить то, что для данного варианта совершенно не нужно быть асом в программировании: наличие грамотных инструкций о том, куда вставить тот или иной код сводят к нулю профнавыки. Недостатками можно считать минимальный доход, так как он складывается лишь с процентов от продаж, минимальный «контроль» над клиентом, ограничение в использовании маркетинговых инструментов, то есть полная зависимость от интернет-магазина, предоставляющего партнерскую программу.

Второй — воспользоваться бесплатными движками (модулями) интернет-магазинов, таких как ValueMart для Joomla, eCommerce или UberCart для Drupal и т.д.  Тут преимуществом является получение полностью функционального интернет-магазина при минимуме затрат.

Минусы для каждого из представленных модулей различны: где-то нет бесплатных шлюзов оплаты, где-то не очень полноценные системы отчетности, где-то существует ограничение на объем данных, необходимых для нормальной работы магазина, отсутствие интеграции с бухгалтерскими системами, широко используемыми в Казахстане и т.д.

Третий — создать интернет-магазин «с нуля», заточенный под свои нужды, что может стать довольно-таки затратным предприятием как в финансовом, так и во временном плане, но в итоге вы получите то, что нужно вам — ничего лишнего.

Четвертый способ — приобрести коммерческую систему. Этот способ самый затратный, как на этапе покупки, так и на этапе внедрения. Кроме того, необходимо иметь в штате хотя бы одного специалиста, подготовленного под конкретную систему, либо привлекать специалистов со стороны, что и в том и в другом случае очень дорого. Данное решение приемлемо для крупных торговых компаний с большим бюджетом.

Вместе с тем, профессионалы предупреждают и о «подводных камнях», о которых новичкам стоит помнить.

— Люди думаю — сделают сайт и торговля пойдет, — говорит Валерий Жуган. — Как ни парадоксально, но сайт — это не самое важное в интернет-торговле. Важнее обслуживание клиента: поставка товара, прием платежей… Могу сказать о главном — продумывайте организацию транспорта, как вы будете доставлять товар.

«Когда понимают, что интернет-магазин — это отдельный бизнес, который помимо денежных вложений также требует и временных, то обычно отказываются от его создания, — делится Роман Бутаков. — Не могут поломать свои стереотипы по ведению интернет-бизнеса бизнеса: им кажется, что это просто — запустил магазин — и греби деньги лопатой».

Следующим после создания сайта станет немаловажный этап решения вопросов, связанных с системами оплаты и подключением их на сайте, а также с доставкой товара до конечного пользователя. «Это относится к интернет-магазинам, действующим не по партнерской программе», — поясняет Роман.

Стоит морально быть готовым и к тому, что до 30 процентов заказов придется на «пустые», напоминает Валерий.

— Такое случается, когда человек либо случайно нажал на «купить», либо кто-то баловался. Потому система оплаты карточкой не очень распространена, ведь магазину придется вернуть деньги в полном объеме, а банк уже снял с них процент за транзакцию с продавца. То есть продавец работает себе в минус. По нашим данным, в 70 процентах случаев оплата производится при доставке, в 30 процентах — посредством кредитных карт. Те, кто торгует по всему миру, принимают в основном карточки.

Кстати, хотя по данным Нацбанка в 2010 году на руках у казахстанцев уже более 7,6 миллиона платежных карточек, использовать их для интернет-покупок они почему-то не сильно спешат.

— Казалось бы, мешать-то особо нечему, — рассуждает Роман Бутаков. — Со стороны банков все есть: выпускаются платежные карты, которыми можно рассчитываться в интернете; «Казкоммерцбанк» предлагает платежный шлюз для приема денег. Наверное, основной проблемой является неинформированность населения об имеющихся возможностях. Обратите внимание на рекламу любого банка: разве в ней когда-нибудь упоминалось об интернет-покупках для простого смертного?

Ни на одном казахстанском интернет-магазине я не видел своеобразной помощи для простого посетителя сайта, у которого нет платежных карт, как ему их получить, сколько это стоит, в каких банках. Ссылок на интернет-сайты банков для получения более подробной информации о платежных картах, — рассказывает руководитель павлодарской веб-студии Роман Бутаков

Пользователю не показана доступность и легкость приобретения товаров через интернет.

Основным тормозом в развитии интернет-магазинов, по мнению Романа Бутакова, является то, что те веб-шопы, которые сейчас существуют в Казахстане, это интернет-магазины компаний, у которых есть сеть реальных магазинов.

— То есть интернет-магазин не рассматривается, как отдельное направление, в котором есть своя специфика, где нужно использовать другие маркетинговые инструменты, чем в оффлайновой продаже.

Интернет-магазин, по-нашему, это бесплатное приложение к какой-то компании. Стоит помнить, что интернет-магазин — отдельное направление бизнеса, и его нужно развивать. Это не просто красиво оформленный прайс-лист.

И все-таки, уверен Роман Бутаков, массово покупать в интернет-магазинах наше население будет готово уже года через три, когда преодолеет свое недоверие к удаленным покупкам: «Тот, кто умеет считать свои деньги, тот должен обратить внимание на приобретение товаров через интернет».

Кстати, рынок веб-торговли в соседней России за время кризиса вырос на треть — в сети все гораздо дешевле, чем в оффлайновых магазинах. Из-за покупательского усердия москвичей «Почта России» накануне Нового года даже оказалась завалена неразобранными посылками — персонал не справлялся с валом отправлений.

Екатерина Силлуан, владелица интернет-магазина silluan.ru, рассказала о том, как у нее возникла идея о своем магазине и как удалось ее реализовать.

— Моя карьера складывалась вполне удачно. Сначала казалось, что новое повышение даст больше свободы, возможностей. Но, даже став генеральным директором, я поняла: свободы не будет. Просто потому что есть акционеры, которые, появляясь в стране раз в полгода, имеют собственное представление о бизнесе, которым я руковожу. У них есть свои политические интересы, партнеры, которым нужно угодить или просто идея-фикс, без которой она не видят компанию. Стоит ли говорить, что зачастую это крайне негативно сказывалось на работе? А потом я ушла в декрет и задумалась над своим будущим. И поняла: я больше не хочу ни на кого работать. Я хочу свободы. Свободы действий, свободы передвижения, свободы времени и прочих свобод, которые сможет предоставит мне только собственный бизнес, где надо мной не будет уже никого.

— Сколько времени ушло на организацию?

— С минуты «прозрения» до открытия интернет-магазина ушло около 5 месяцев. Основная масса времени ушла на обдумывание деталей работы, ассортимента, поиска поставщиков, пробных закупок. Поскольку первоначальный капитал не предполагал привлечения сторонних исполнителей, то физическую реализацию магазина я также взяла на себя: разработка логотипа, названия, регистрация доменного имени, поиск готового «движка» под магазин, тестирование, дизайн, наполнение магазина и многое другое. До открытия магазина шла торговля на открытых торговых площадках. Это позволяло скорректировать ассортимент, выделить фаворитов, поиграть с ценовой политикой.

— Какие главные трудности подстерегали на пути?

— Основная сложность возникла из-за работы без склада. На формирование склада требуется определенный капитал, которого у меня не было. Поэтому, конечно, многие клиенты уходили ни с чем: они хотели купить товар прямо сейчас, а не ждать несколько недель, пока его доставят специально для них. Со временем склад все же сформировался, что сильно облегчило работу.

Вторая сложность — личные обстоятельства в виде маленького ребенка. Совершенно нет возможности погрузиться в работу с головой, приходится работать в любую свободную от чада минуту, из-за чего грань между жизнью и работой стирается, что, на мой взгляд, плохо сказывается и на себе, и на семье и на работе. Впрочем, данное обстоятельство временное.

— Какие преимущества вы почувствовали перед обычным продавцом?

Основное преимущество — возможность работать по всей стране. Сколько реальных магазинов нужно открыть, чтобы охватить такую аудиторию? А тут достаточно одного. Кроме того, есть возможность познакомить клиентов с большим количеством товаров. Было бы странно в реальном магазине увидеть каталоги с товарами под заказ. Реальный магазин предполагает, что продать и купить можно только то, что есть в наличии. В интернет-магазинах практика поставки под клиента считается обычной.

— Расскажите о своем магазинчике — какой ассортимент, откуда товар, какова посещаемость, каков принцип работы с клиентом? (он как-то трансформировался по ходу развития бизнеса?)

— У меня интернет-магазин женских и мужских украшений и аксессуаров. Все товары импортного производства. Поставщиков я ищу по всему миру, делаю пробные закупки, убеждаюсь в качестве товара и после чего предлагаю его покупателям. Принцип работы с покупателями был сформирован изначально: товары почтой наложенным платежом. К сожалению, почтовый сервис оставляет желать лучшего и по скорости доставки заказов и их оплаты, поэтому, например, московские клиенты предпочитали вовсе отказываться от покупки, чем связываться с почтой. Так у меня появилась курьерская служба. Она была запланирована, но на более поздний срок. Однако обстоятельства сложились так, что пришлось поторопиться. Я очень благодарна клиенту, из-за которого я изменила свой первоначальный план. Он очень-очень хотел получить свой заказ, но не готов был идти на почту или приезжать лично (для желающих сэкономить на доставке есть возможность самовывоза). А мне очень-очень хотелось, чтобы он остался доволен.

— Какие интересные выводы вы для себя сделали, окунувшись в интернет-торговлю? Не было разочарования?

— Моменты разочарования, разумеется, бывают. Прежде всего, не всегда есть обратная связь. Я бы сказала, что не приходится на нее рассчитывать вообще. Ты получаешь деньги и все. Понравился товар — не понравился? Непонятно. Первоначально решала этот вопрос повторными звонками клиентам, но как покупателю мне кажется это излишним вмешательством в частную жизнь, поэтому я внедрила систему отзывов в магазине и уже довольствуюсь комментариями, оставленными там.

— Как изменился график и стиль жизни с открытием своего интернет-дела?

— Изначально я настраивалась на плотную работу. И действительно уделяла магазину максимум своего времени. Но со временем поняла, что это не самый лучший вариант для жизни. Поэтому я ограничила рабочие часы, оставив консультации и ответы на вопросы в фоновом режиме. Приближается лето, думаю, что большую часть времени я буду проводить на улице со своим ребенком. И работать буду в парке или во дворе, совмещая полезное с приятным. А осенью планирую открыть офис, расширить штат и начать более интенсивно реализовывать амбициозные планы.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии