Следите за новостями

Остается надеяться, что варяги — крепкие ребята

Что изменится на сотовом рынке Казахстана после прихода шведского оператора Tele2.

17 марта 2010 10:50, Асылбек Баянов, Диалог
Рубрики: Рынок, Связь

Во время первого мартовского правительственного часа в нижней палате казахстанского парламента председатель Агентства информатизации и связи РК Куанышбек Есекеев порадовал публику прогнозом снижения стоимости в республике сотовой, а также стационарной междугородней и международной связи. По мнению главы АИС, «мобилка» может подешеветь уже нынче, а остальные две — в 2011 году.

«Если Tele2 и другие операторы начнут активно «двигаться», то пользователи получат большие скидки», — заявил Есекеев.

Кто такой Tele2 и почему игроки рынка связи придут в движение? Согласно почерпнутой на интернет-бизнес-сайтах информации, Tele2 — кит международного телекоммуникационного рынка, каких поискать. Этот шведский холдинг является в своем деле одним из лидеров Европы. Он имеет 26 миллионов клиентов в 10 странах мира и предоставляет мобильную и стационарную телефонную, широкополосную и прочие виды связи, кабельное телевидение и другие услуги. В 2008 году чистая прибыль компании приблизилась к 40 миллиардам шведских крон, то есть примерно к 5,7 миллиарда долларов.

В декабре минувшего года Tele2 заявил о планах выхода на рынок сотовый связи Казахстана за счет приобретения у «Казахтелекома» его 51-процентной доли в компании «Мобайл Телеком-Сервис» (МТС), использующей брэнд Neo. По словам Есикеева, реализация этой сделки уже началась. В случае ее успешного завершения через пять лет Tele2 получит преимущественное право на выкуп оставшихся 49 процентов МТС, принадлежащих Asianet Holdings B.V., входящей в инвестиционную группу Amun Capital.

Согласно бизнес-плану шведов, через четыре года МТС должна занять более чем 20 процентов отечественного рынка связи, то есть увеличить свою долю на нем вдвое. За указанный период Tele2 намерен вложить в казахстанского оператора 2,4–2,6 миллиарда шведских крон, эквивалентных 340–370 миллионам долларов.

Ну, и главное. Если верить главе АИС, успехи шведского холдинга на европейском рынке, клиенты которого известны скуповатостью, в решающей мере обусловлены агрессивным ценовым демпингом на новых для компании полях конкуренции. «Поэтому я думаю, что приход нового игрока на рынок повлияет на структуру тарифов — пользователи сотовой связи столкнутся с »тарифными войнами», — сказал глава АИС, отвечая на вопросы депутатов. В результате, по его словам, казахстанские операторы сотовой связи будут вынуждены снижать свои цены, чтобы не отдать энную часть своих клиентов варягам.

Именно в этом своеобразная пикантность возможной близкой перспективы.

В связи с ней вспоминается роль скандинавских Рюриковичей, а также немцев, голландцев и датчан, у которых Петр I учился кораблестроению, в превращении России в империю, а значение свирепых джунгаров — в единении казахской Степи перед лицом общего врага. Похоже, в современных финансово-экономических, в нашем случае — тарифных войнах история повторяется. Приход варягов сулит благо, на сей раз — телекоммуникационному рынку Казахстана, гражданам и предприятиям республики, которые располагают, по недавно оглашенным сведениям АИС, более чем 15 миллионами номеров мобильной связи.

Весь вопрос в том, насколько Tele2 при всей своей крутизне окажется стойким к «специфике» местного рынка связи.

Например, по прибытии в Казахстан впервые иностранцы долго не могут взять в толк, почему у нас до сих пор повсеместно не внедрена строго посекундная тарификация телефонных разговоров. Автор этих строк был свидетелем, как за одним из модных нынче «круглых столов» в Алматы отвисла челюсть у немецких телекоммуникационщиков, которым один из отечественных связистов по простоте душевной пытался «втереть», что введение посекундной оплаты тормозится «техническими проблемами». Помилуйте, удивились гости через переводчицу, но ведь используемая вами пошаговая (десятисекундная и прочая) тарификация технически сложнее элементарно посекундной, о каких проблемах речь?!

Эх, немцы, простые души — им невдомек, что дело совсем не в технике, а в жуликоватости отечественных связистов, которой они отличаются с давних советских времен. Как и тогда, они широко пользуются непосвященностью потребителя в технических сложностях отрасли в узко-корпоративных и личных целях, то взимая с клиента лишние деньги, то повышая тариф без малейшего улучшения качества связи, то ограничивая возможности воспользоваться широко рекламируемыми льготными ставками оплаты.

Скажем, сейчас, как и во времена «совка», далеко не с первого раза можно дозвониться по междугородней и международной связи до адресата поздним вечером, глубокой ночью или ранним утром, когда официально действуют льготные тарифы. Почему так, я узнал еще в 80-е годы от знакомой телефонистки. В сугубо личном разговоре она рассказала, что дабы не баловать клиента и подталкивать его к звонкам по обычному, то есть высокому, тарифу советские управления связи просто-напросто сокращали в льготное время количество функционирующих каналов и направлений связи. Условно говоря, ночью должно работать 100 таких трафиков, а фактически — втрое-вчетверо меньше, зато днем — исправны все 500 имеющихся, звони — не хочу. «Но только не вздумай писать об этом со ссылкой на меня, я категорически открещусь от рассказанной тебе хитрости, иначе лишусь работы, ты ж понимаешь», — потребовала телефонисточка, заметив, что доказать подобные «шалости» возможно только изнутри предприятия связи, а извне — только с помощью спецтехники, которой официально располагают лишь «компетентные органы».

Как ни странно, но сегодня в погоне за незаработанным рублем связисты наряду с использованием описанного советского опытом действуют и куда более топорно. Например, уж сколько писано-переписано казахстанскими СМИ об отсутствии в подавляющем большинстве мелких переговорных пунктов технических средств точного учета времени телефонных переговорах и прочих нарушений, а воз и ныне там. И это при том, что, будучи частными, эти тысячи пунктиков по всей республике действуют на основе договоров с национальным оператором связи, которого «почему-то» этот бардак ничуть не волнует. А ведь как ни малы и как ни убоги эти пункты, но в силу своего количества благодаря учету продолжительности разговоров на глазок они фактически обкрадывают свою клиентуру на сотни миллионов, а то и миллиардов тенге.

То же самое касается пресловутых «единиц» на таксофонных и предназначенных для оплаты мобильной связи карточках. Ни один связист не даст публичного вразумительного ответа, почему «единицы» не эквиваленты тенге или тыинам и зачем они вообще, зато в приватном разговоре может признаться, что цель этого «изобретения» все та же — запудривание мозгов потребителя и усложнение его попыток удостовериться в справедливости оплаты.

Какой будет реакция на эти и множество других «шалостей» отечественных связистов со стороны холдинга Tele2? А главное — на то, что на них сквозь пальцы смотрят государственные кураторы в лице Минтранскома и прочих госконтор? Нам остается лишь надеяться на верность народной молвы о том, что шведы — парни крепкие.

P.S.  Статья была написана накануне последних реорганизаций в правительстве и ведомствах.

Комментарии