Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Высокая скорость, широкий охват. Разработка «электронного правительства» в Казахстане официально признана лучшей на пространстве СНГ

Развитие электронного правительства в Казахстане.

2 марта 2010 15:04, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

На 35 пунктов — с 81 на 46 место — за год поднялся Казахстан в рейтинге глобальной готовности к «электронному правительству» (UN Global E-Government Survey 2010). Департамент экономического и социального развития ООН ежегодно оценивает технологические достижения 192 стран, и наша республика неуклонно демонстрирует прогресс. Так, в 2010 мы оставили позади Россию (59 позиция), Беларусь (64) и Украину (54). При этом в классификации по показателю e-participation (участие граждан в электронных государственных проектах) у РК — 18 результат на планете! Цифра тем более примечательна, если учесть, что двумя годами ранее наша страна базировалась лишь на 106 ступени. Впрочем, за рейтинговыми успехами стоят годы построения требуемой инфраструктуры, отладки различных сервисов и противостояния целому шквалу критических замечаний: мол, кому и зачем все это надо? Теперь, когда преимущества «виртуализации» правительства оценили все, включая отечественных пользователей и мировое сообщество, пришла пора взглянуть на путь, пройденный e-gov.

Сроки и упреки

Сама программа формирования e-government стартовала в 2005 г., и уже годом позже Агентство по информатизации и связи запустило Единую систему электронного документооборота государственных органов с применением электронной цифровой подписи. Сейчас, помимо «центра», к ЕСЭДО подключились 16 акиматов.

В июле 2006 г. начала функционировать первая очередь веб-портала «е-правительства», полгода спустя здесь предоставлялось более 900 информационных сервисов: доступ к виртуальным госуслугам расширялся, постепенно появились отраслевые базы данных.

Впоследствии инфраструктура е-gov была интегрирована с ведомственными информационными системами. За два года на портале проведены восемь интернет-конференций, а в 2007 успешно прошел первый on-line-форум с участием президента…

Тем не менее, в первые годы реализации программы на ее разработчиков и непосредственных «реализаторов» упреки сыпались со всех сторон: дескать, бюджетные средства потрачены на фактически неработающие и не пользующиеся популярностью сайты. При этом, чтобы получить вожделенные услуги, приходится затратить на соединение, подключение и прочие «аспекты» гораздо больше времени и нервов, чем обойдется стояние (сидение) в очереди под дверью (окном) очередного «гиперзанятого» клерка.

Сам председатель ответственного Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев назвал итоги первого этапа е-gov «успешными лишь на 80%», признавая, что электронные перемены «к лучшему» долгое время ощущали лишь министерства и ведомства. Процесс общей «интернетизации» не затрагивал рядовых граждан: Всемирная сеть по причине в том числе немалой цены широкополосного доступа не «окутывала» дома казахстанцев.

— Замечаний много. Но они как технические, так и исключительно эмоциональные. Естественно, когда результаты проектов представлены в электронном формате, их нельзя, скажем так, «потрогать», сразу возникают вопросы: а есть ли они вообще? — прокомментировал глава АИСа в интервью.

Несмотря на перманентные нападки на проект, премьер-министр подтвердил приоритеты Кабмина: «Мы приняли принципиальное решение продолжать развитие «электронного правительства» и информационных технологий. Лишь на базе построения единой архитектуры госорганов мы можем сделать следующий шаг».

Виртуальный прорыв

Следующий шаг был охарактеризован как «интерактивный»: пользователи получили возможность оформлять справки в электронном виде, подавать различные формы отчетности.

Вскоре граждане смогли непосредственно общаться с чиновниками с помощью организованной в Сети блог-платформы руководителей министерств и ведомств. К слову, инициатор ее появления — глава правительства Карим Масимов — подал пример коллегам.

«Прорывом» на третьем, транзакционном этапе, который еще не завершен, стало создание ИС «Электронные государственные закупки». Отныне предприниматель, не выходя из офиса, может участвовать в тендерах.

— Электронный способ осуществления госзакупа позволит исключить возможность коррупционных правонарушений в этой сфере, повысит прозрачность процедур, будет способствовать добросовестной конкуренции и откроет доступ предприятиям малого и среднего бизнеса к госзаказам, — априори были уверены эксперты.

Первое время нареканий по работе портала также было немало: дескать, и процесс получения цифровой подписи несовершенен, и сам сайт работает «через раз». Однако к концу 2009-го через ИС были проведены около 17 тыс. конкурсов госзакупок методом ценовых предложений. По подсчетам Министерства финансов, экономия составила 23–25%. Таким образом, было принято решение полностью переключить государство на электронный формат торгов с первого января текущего года.

— Именно это позволило вовлечь широкие слои населения в использование сети интернет, мотивировало МСБ к электронному взаимодействию с государством, — прокомментировал председатель правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжан Ахметов.

На сегодня на веб-портале goszakup.gov.kz зарегистрированы свыше 40 тыс. участников, и более половины из них выступают в роли потенциальных поставщиков. Статистика «прибавляет» цифры практически с каждой минутой.

По словам С. Ахметова, портал успешно выполняет свои главные задачи: повышение транспарентности процесса госзакупа, создание равноправных условий конкуренции и снижение бюджетных расходов на приобретение товаров и услуг.

Отдельного внимания заслуживает «магазин», позволяющий пользователю делать заказы на госпредложения и оплачивать их посредством платежной карточки: в декабре 2009-го сдан в промышленную эксплуатацию платежный шлюз «е-правительства». Его непосредственная цель — автоматизация системы безналичной оплаты в on-line-режиме с использованием текущего банковского счета.

Поддержку обеспечили четыре БВУ (Казкоммерцбанк, БТА, Нурбанк и Сбербанк России). Шлюз напрямую взаимодействует с информационной системой банков-эквайрингов, а те в свою очередь с Казахстанским центром межбанковских расчетов и системой казначейства. Специалисты свидетельствуют: информация о плательщике и данные его карточки надежно защищены от различного рода взломов благодаря особым каналам связи.

Интернет-платеж, безусловно, удобен: находясь в любой точке мира, можно набрать адрес шлюза в Сети и оплатить налоги, однако для этого пользователь должен быть зарегистрированным на портале e-gov и иметь электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра, коих уже выпущено более 53 тыс. Сейчас посредством шлюза можно оплачивать 120 видов сборов Налогового комитета и услуг Министерства юстиции.

Глава государства не раз акцентировал внимание на необходимости «виртуализации» не только центральных госорганов, но и акиматов. Однако, к сожалению, по-прежнему актуальны технические проблемы, не позволяющие e-gov проникнуть в отдаленные районы. База местных исполнительных органов зачастую не готова к переменам, да и обученные специалисты на местах — на вес золота. Тем не менее, региональный «пилот» стартовал в ноябре прошлого года: система «е-акимат» с предоставлением пяти электронных сервисов проходит апробацию в Павлодарской области.

Месяцем позже был запущен еще один пилотный проект, но уже в Астане — ИС «е-нотариат». В результате, как ожидается, риск мошенничества при заключении и оформлении сделок будет снижен. С прошлого года также формируется Государственная база данных «е-лицензирование».

Положение обязывает

Около двух лет назад «ключевые» провайдеры перестали тарифицировать трафик в казахстанском сегменте Сети, что привело к существенному увеличению числа ее «жителей». Согласно информации исследовательской компании ICT-Marketing, на конец 2009 года количество пользователей интернета в РК составляло 3,16 млн. человек — 19,8%  населения. За один год размер аудитории вырос более чем на 30%!

При этом услугами е-gov пользуются около 70 тыс. юридических и физических лиц. Из полутора тысяч госуслуг 59 уже предоставляются в электронном виде. Посещаемость стабильно функционирующего портала превысила 1,6 млн. человек! Через него любой обладатель цифровой подписи может получить справки о несудимости, наличии или отсутствии недвижимости, СИК, РНН. Открыты 28 центров регистрации Национального удостоверяющего центра, его сертификатами подписаны первые е-паспорта…

Как подчеркнул в интервью глава национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Адильбек Сарсенов, Казахстан — единственная страна на постсоветском пространстве с большой территорией и невысокой плотностью населения, имеющая единую инфраструктуру «е-правительства», где активно запускаются электронные сервисы. Ко всему, соответствующая работа, под которую во многих государствах отводится минимум 15 лет, в РК была проделана за пять.

В итоге в рейтинге ООН по показателю предоставления on-line-услуг наша республика заметно опережает средний мировой уровень (0,286) с индексом 0,5270 (24 место), а готовность к IT-нововведениям международные эксперты оценили на 22 ступень. Тем не менее, нам есть на кого равняться: первая пятерка е-лидеров не меняется вот уже несколько лет — это Корея, США, Канада, Великобритания и Нидерланды.

Выступая на международной конференции «Инициативы «электронного правительства» в октябре прошлого года, премьер-министр Карим Масимов подчеркнул: «Кризисы приходят и уходят. Развитие инфокоммуникационных технологий — приоритет несмотря ни на что. Отставание в IT-сфере отбросит страну далеко назад во всех направлениях. Конкурентоспособность государства будет определяться тем, как общество и экономика будут работать на следующем этапе».

Сила «е-правительства» не в количестве ИС, а в решении достижений конкретных целей. И первостепенная из них — формирование в перспективе информационного общества.

Электронное правительство Казахстана

Комментарии