Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

В свободное плавание

«Казахтелеком» продает 77,08% акций своей «дочки» — одного из крупнейших интернет-провайдеров республики — АО «Нурсат».

26 февраля 2010 14:53, Александр Таланов, Бизнес & Власть

Крупный казахстанский провайдер вскоре сменит хозяина.

«Казахтелеком» продает 77,08%  акций своей «дочки» — одного из крупнейших интернет-провайдеров республики АО «Нурсат». Эксперты называют такой шаг абсолютно логичным и уверены, что и провайдер, и рынок от этого только выиграют.

Варианты по продаже «Нурсата» пока только изучаются. «Казахтелеком» назначил ИФД RESMI своим инвестиционным консультантом по этому вопросу. Потенциальные инвесторы могут обращаться в RESMI до 4 марта. Затем те, кто будет выбран на основе критериев стратегического характера и по усмотрению «Казахтелекома», получат уведомление вскоре после подтверждения интереса от всех потенциальных инвесторов. Им будет предоставлена дополнительная информация о процессе и плане продажи.

Компания «Нурсат» была основана в 1996 году. Она предоставляет услуги в 17 городах Казахстана. «Нурсат» имеет собственную спутниковую сеть, которая охватывает более 80 городов и населенных пунктов Казахстана, а также оптоволоконную и медную инфраструктуру. Компания также широко использует беспроводные решения и в настоящее время активно развивает услугу Wi-Max.

«Казахтелеком» намерен заключить сделку до конца мая 2010 года. О стоимости продаваемого пакета акций компания не сообщает. Эксперты также пока затрудняются даже предположить, какова будет цена.

Когда продается любой телекоммуникационный бизнес, нужно оценивать множество параметров, говорит директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Евгений Малишевский. В качестве примера таких параметров собеседник привел количество абонентов провайдера, доход, который они генерируют, риски ухода корпоративных клиентов к конкурентам и многое другое.

По поводу вероятных инвесторов г-н Малишевский предположил, что это будут, скорее всего, иностранные игроки. Рынок, на котором работает «Нурсат», вообще привлекателен для любого, считает эксперт. «В России в последнее время произошла очень резкая концентрация телекоммуникационного бизнеса, многие мелкие компании оказались поглощены. Поэтому те игроки, которые заинтересованы в расширении либо восстановлении бизнеса, будут стремиться купить «Нурсат», — делится своим мнением собеседник.

На взгляд представителя международного аналитического агентства iKS-Consulting в Казахстане Светланы Черненко, «Нурсат» может быть привлекательным для потенциального покупателя с точки зрения развитой филиальной сети. «Однако эта сеть скорее административная, поскольку собственная сетевая инфраструктура у «Нурсата» в регионах крайне скудная, — предположила в беседе г-жа Черненко. — В основном в регионах обслуживаются пользователи i-Card (предоплаченная сервис-карта, позволяющая воспользоваться популярными услугами «Нурсата»)». Вероятнее всего, продолжила аналитик, новый владелец будет развивать беспроводную сеть, поскольку для инвестиций в строительство волоконно-оптических линий связи в национальном масштабе сейчас уже не время, причем не столько из-за кризиса, сколько из-за насыщения рынков традиционными услугами, предоставляемыми в фиксированных сетях.

Г-н Малишевский в свою очередь предположил, что на казахстанском рынке телекоммуникаций вскоре останется три-четыре профучастника, обладающих собственными магистральными наземными сетями, а остальные будут арендовать у них каналы.

«Конечно, «Нурсат» давным-давно надо было продавать, — говорит собеседник. — Компания достаточно рыночно ориентирована. Спутниковые каналы «Нурсата» позволяют ей предлагать хороший пакет услуг, строить корпоративные виртуальные сети, «наброшенные» на весь Казахстан. Компания старается идти в ногу со временем, ее технический менеджмент поставлен весьма неплохо». Видимо, раньше просто не было потенциального инвестора, а раз объявили о продаже, значит, наверняка кто-то проявил интерес, рассуждает эксперт. «В целом можно отметить, что компания — один из лидеров казахстанского рынка, и то, что ей дают пойти в свободное плавание, это хорошо», — добавил он.

Тем временем эксперт не склонен считать, что продажа «Нурсата» приведет к снижению цен на доступ в интернет. Рынок интернет-услуг достаточно конкурентен, полагает г-н Малишевский. По его мнению, завтра выиграет тот, кто сможет максимально расширить пропускную способность и количество внешних каналов.

Появление нового игрока, безусловно, повлияет на цены доступа в интернет, однако лишь в том случае, если он сможет обеспечить массовость, считает г-жа Черненко. Изучив итоги развития рынка телекоммуникаций Казахстана в прошлом году, эксперты iKS-Consulting пришли к выводу, что привлечение новых клиентов с меньшим уровнем платежеспособности потребует от операторов постепенного снижения тарифов. В условиях, когда операторы еще не научились зарабатывать на сервисах в интернете и формируют свои доходы исключительно за счет сбора платы за доступ к Сети, неизбежно снижение показателя средней доходности абонентов широкополосного доступа. Кроме того, конкуренция между фиксированными и мобильными сетями будет усиливаться не только в отношении голосовых услуг, но и в части передачи данных, что потребует от провайдеров фиксированного доступа значительной гибкости.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии