Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

Все и бесплатно не бывает

О качестве и доступности интернет-услуг от «Казахтелекома».

25 февраля 2010 14:42, Вета Ахметова, Капитал.kz
Рубрики: Интернет

Качество и доступность интернета в Казахстане обсуждают не только активные пользователи и блогеры, этот вопрос просит рассмотреть депутат Мажилиса Парламента Казахстана Нурдаулет Сарсенов. На пленарном заседании палаты депутат обратился с запросом к госагентству по информатизации и связи (АИС), в котором просил разобраться с обоснованностью цен на интернет-услуги АО «Казахтелеком». Суть претензий, поступающих г-ну Сарсенову от избирателей, заключается в том, что «качество и доступность интернета находятся не на должном уровне, систематически происходят сбои и сбросы с линии». Более того, как отметил сам депутат, «услуги интернета стоят неоправданно дорого». «Граждане, подключившие интернет к сети Megaline АО «Казахтелеком», платят в месяц 4000 тенге, хотя в США и Европе интернет стоит 5–7 условных единиц, а в соседней России — 200–300 рублей, а также хостинг и регистрация сайтов намного дешевле», — такими данными располагает депутат.

Между тем, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, ситуация выглядит несколько иначе. В Москве средний уровень ежемесячной платы за услуги широкополосного доступа к сети интернет составляет $12,64,  в Новосибирске — $25,89,  в Великобритании — $35,53,  в Японии — $37,47,  в США — $45,52,  Германии — $59,79,  Норвегии — $85,33.  Между тем, месячный платеж по тарифному плану Megaline Start «Казахтелекома» составляет $13,03,  Megaline Hit — $27,91,  iD Net Motor — $31,05.

Таким образом, ежемесячная плата за услуги широкополосного доступа сопоставима со стоимостью услуг в развитых странах и России.

«Существующая в Казахстане цена вполне адекватна. К тому же, надо учитывать особенности нашей страны, которые сильно влияют на ценообразование: обширная территория при низкой плотности населения. То есть оператор вынужден обслуживать разветвленную инфраструктуру при небольшом количестве потребителей», — такое мнение высказал Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online.

«Я всегда говорю, получить все и бесплатно — так не бывает. Да, нам хотелось бы как можно больше скорости и как можно ниже плату за это», — говорит Александр Ляхов, исполнительный директор ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана». Но, по его словам, «Казахтелеком», как любой другой оператор связи, заинтересован в получении прибыли, собственно не для набивания карманов. «Поэтому, когда мы говорим о ценах — для тех, кому пользование интернетом жизненно необходимо — цены нормальные и они переживают это вполне нормально. У кого нет денег на мобильный телефон с функциями интернета или нет денег на компьютер, то, соответственно, им даже бесплатный интернет не поможет. Это же логично», — отмечает г-н Ляхов.

В то время как одни пользователи жалуются на недостатки в работе ведущего оператора связи Казахстана, другие тестируют новые услуги и скорости доступа в интернет. Напомним, что с января текущего года АО «Казахтелеком» внедрило принципиально новую услугу широкополосного доступа iD Net по технологии Ethernet To The Home. Тарифный план iD Net Motor обеспечивает скорость доступа на внешние ресурсы по входящему и исходящему каналу до 2 Мбит/с, на внутренние ресурсы по входящему и исходящему каналу до 100 Мбит/с. Кроме этого, увеличиваются скорости и для пользователей услуги Megaline. Так, с 1 января 2010 года осуществлено увеличение скорости доступа по входящему/исходящему каналу на внешние ресурсы для Астаны и Алматы до 1024Кбит/с/512Кбит/с, и для остальных регионов до 512Кбит/с/512Кбит/с (ранее этот показатель во всех регионах составлял 256Кбит/с); скорость доступа на внутренние ресурсы «Казахтелекома» на тарифных планах Megaline Hit/Light/Box по входящему/исходящему каналу увеличена с 256Кбит/с до 2048 Кбит/с/1024 Кбит/с. Все проведенные мероприятия по улучшению потребительских характеристик услуги Megaline производились без увеличения ежемесячной платы.

Конечно, увеличение скорости доступа сопровождается определенным комплексом технических работ. «А техника есть техника — сбои бывают везде. Уж если электростанции из строя выходят, что про интернет говорить. Поэтому вполне возможно, что сбои были вызваны переходом на более высокие скорости. К тому же, качество доступа зависит и от конкретных АТС — где-то инфраструктура лучше, где-то  — хуже. Я, как пользователь Megaline, с одной стороны, могу подтвердить наличие сбоев, с другой, — не могу сказать, что они носят системный характер. Да, бывают, как и везде», — отметил г-н Васильев.

Как заявили нашему изданию в АО «Казахтелеком», проводятся мероприятия по увеличению пропускной способности каналов и в целом улучшению качества предоставления услуги Megaline. Техническими специалистами компании постоянно проводится анализ загрузки каналов, который показывает, что ухудшения качества или же сбоев услуги Megaline из-за недостатка сетевого и канального ресурса в результате повышения скорости доступа на казахстанские интернет-ресурсы не наблюдается.

Эти данные подтверждает и статистика. Количество поступивших заявок на проблемы с услугой Megaline в январе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в среднем на 7%. Как пояснили «Капитал.kz» в АО «Казахтелеком», при этом необходимо учесть, что количество абонентов услуг широкополосного доступа за 2009 год выросло на 71%. Это говорит о значительном снижении количества заявок в расчете на одного пользователя.

В депутатском запросе г-на Сарсенов касается и стоимости хостинга, а также регистрации сайтов. Напомним, что в Казахстане менеджером по поддержке доменного имени верхнего уровня .kz с сентября 1999 года является Казахстанский центр сетевой информации — KazNIC.

«KazNIC самостоятельно устанавливает правила и порядок регистрации доменных имен второго и последующих уровней зоны kz в строгом соответствии с существующими стандартами и правилами делегирования доменных имен, что делает KazNIC естественным монополистом на рынке регистрации и поддержки доменных имен», — отмечают в АО «Казахтелеком». При этом сообщается, что АО «Казахтелеком» неоднократно обращалось в агентство по информатизации и связи с просьбой воздействовать на ценовую политику учреждения KazNIC, но ответа пока не поступало.

По словам экспертов, это наиболее распространенная схема, когда национальным доменом управляет одна организация. Параллельно с ней работают авторизованные регистраторы. «Например, стоимость доменного имени в KazNIC для конечного пользователя — 3900 тенге без НДС, а для регистратора — 1300 тенге без НДС. То есть KazNIC можно сравнить с дистрибьютором, а регистраторов — с дилерами, покупающими оптом, поэтому дешевле. Как результат — на розничном рынке есть конкуренция: вы можете зарегистрировать домен напрямую в KazNIC или же воспользоваться услугами одного из регистраторов (их в Казахстане около десяти). Причем у последних, зачастую, цены ниже «казниковских», либо вам предложат дополнительные услуги — например, хостинг, а доменное имя «подарят». Конкуренция делает свое дело», — поясняет Александр Васильев.

Что касается влияния размера расценок на регистрацию доменов на интернет-рынок, то в текущей ситуации его нет. «Если бы домен стоил 50–70 тысяч, то да. А так — будет он стоить четыре, семь или полторы тысячи тенге — не важно. Это не та сумма, которая станет помехой в реализации какого-нибудь проекта», — считает эксперт. Поэтому разговоры о необходимости снижения стоимости доменов носят скорее популистский характер.

Комментарии