Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Управлять страной в онлайн-режиме

О ходе развития электронного правительства в Казахстане.

23 февраля 2010 14:37, Руслан Искандеров, Gazeta.kz
Рубрики: Общество

Технический и технологический прогресс неудержимо врываются в нашу повседневную деятельность, порой коренным образом меняя ее. Особенно это заметно в сфере коммуникационных технологий.

Казахстан, как и весь мир, все больше переходит от бумажных к электронным носителям информации, что ведет к настоящей революции в сфере бизнеса, государственного контроля и управления. Одним из важнейших приоритетов, обозначенных в последнем Послании президента Казахстана, стало дальнейшее развитие «Электронного правительства» (ЭП), перевод на новые принципы и методы всей системы взаимодействия государственных органов, граждан и бизнеса.

Начало процесса информатизации можно отнести к середине 90-х годов прошлого века. Тогда каждый государственный орган пытался, — и порой небезуспешно! — автоматизировать у себя бизнес-процессы. Однако каждая система была сделана на своей информационной платформе, поэтому при необходимости взаимодействия двух или более систем возникали проблемы их интеграции. Не было единого защищенного канала для обмена данными между государственными органами. В этой сфере царила «вольница», а отсутствие единых для всех регламентирующих нормативных правовых актов делало этот процесс хаотичным и неуправляемым.

Новый этап в области информатизации страны начался в 2005 году, когда была принята Государственная программа формирования «Электронного правительства» в Республике Казахстан. Первоначальной задачей Программы стало создание нормативно-правовой документации, технической инфраструктуры, а также основных базовых компонентов, таких как: портал, шлюзы, единая транспортная среда, государственные базы данных.

За три года (с 2005 по 2007 включительно) было немало сделано. Например, реализован пилотный проект мультисервисной спутниковой сети передачи данных, охватывающий все областные центры, а также города Алматы, Астана; завершено внедрение Единой системы электронного документооборота государственных органов среди центральных государственных органов; созданы базовые компоненты ЭП, к которым относятся портал и шлюз ЭП, системообразующие базы данных — ГБД «Физические лица», ГБД «Юридические лица», ГБД «Регистр недвижимости», информационная система «Адресный регистр».

Кроме того, в целях обеспечения более широкого доступа к электронным услугам государственных органов было инсталлировано более 1100 пунктов общественного доступа. К 2007 году завершена реализация информационного этапа ЭП, обеспечивается постоянная актуализация информационных услуг, предоставляемых через Web-портал ЭП. Гражданам и бизнесменам стали доступны 20 интерактивных услуг государственных органов.

Параллельно шла ускоренная модернизация коммуникационных систем страны: телефонизировано более 6600 сельских населенных пунктов из 7305, с населением более 50 человек. Телефонная плотность сегодня доведена до 18,5 телефона на 100 жителей — это весьма неплохой показатель.

Дальнейшее развитие осуществляется в рамках Программы развития «Электронного правительства» Республики Казахстан на 2008–2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2007 года. Согласно Программе ожидаются повышение эффективности управления государственными ресурсами до 20%; повышение прозрачности процессов управления государственными ресурсами и оказания автоматизированных государственных услуг до 30%; сокращение количество жалоб на 90%; сокращение до 50% времени ожидания результатов оказания услуги; и многое другое.

К концу второго этапа Программой намечено внедрение в промышленную эксплуатацию платежного шлюза ЭП, количество транзакционных услуг будет доведено в 2010 году до 70% от общего числа автоматизированных интерактивных услуг. Предполагается, что переход на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в государственном управлении позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств. А также радикально облегчит и упростит взаимоотношения между бизнесом и государственными органами, ослабит бюрократические барьеры, снизит возможности для коррупции.

Нельзя сказать, что при реализации Программы все идет гладко. Возникают немалые проблемы. Взять, к примеру, Минфин. Там решили автоматизировать процесс получения документов для экспортно-импортных операций. Сегодня для таковых насчитывается до 17 документов. Бизнесмены значительное время затрачивают на их получение от различных госорганов и предъявление таможенным органам, на что уходят недели, а порой и месяцы.

Решение данного вопроса Министерством финансов видит в автоматизации процесса через так называемое «Е-окно». Данная задача, как считали в Минфине, может быть реализована на базе имеющегося ЦОУ Комитета таможенного контроля. В случае реализации принципа «Е-окна» участникам ВЭД будет дана возможность представления разрешительных документов в таможенный орган в виде электронных документов.

Основное препятствие на пути — интеграция баз данных государственных органов, выдающих разрешительные документы. Степень их готовности различная: в одних органах необходимо лишь техническое решение по информационному взаимодействию, в других — нужна разработка электронных баз данных, ввиду полного отсутствия таковых.

Различные межведомственные согласования, как мы знаем, могут затянуться на годы. Поэтому руководство Минфина обратилось к премьер-министру с просьбой поддержать план по созданию межведомственной рабочей группы по внедрению системы «Е-окно», в рамках которой объединить усилия межведомственных экспертных групп по улучшению индикатора рейтинга Doing Business Всемирного Банка и группы по пересмотру и оптимизации разрешительных документов. А также поручить государственным органам доработать свои информационные системы, с учетом пересмотра технологии контроля за своими процессами, сокращения бумажного документооборота.

Сам Минфин активно работает в этом направлении. Были внесены изменения в законодательство о государственных закупках в части сокращения сроков проведения конкурсов, что является мерой по преодолению последствий кризиса. Для осуществления государственных закупок по принципу «одного окна» создана информационная система «электронных государственных закупок» — веб-портал государственных закупок, доработан модуль проведения электронных закупок способом запроса ценовых предложений, разработан и введен в опытную эксплуатацию в пилотной зоне Министерства финансов и в его структурных подразделениях модуль проведения электронных государственных закупок способом конкурса. Каков же результат?

За 2009 год на веб-портале зарегистрировано 30751 участников электронных государственных закупок (ЭГЗ), в том числе 13072 потенциальных поставщиков и 18580 заказчиков, 4927 из которых проводили ЭГЗ.

Выдано 33511 имен пользователей и паролей представителям заказчиков, организаторов и потенциальных поставщиков ЭГЗ.

На электронной торговой площадке были опубликовано всего 245331 лот. При этом победители определены по 136308 лотам. При запланированном бюджетом суммарном объеме по этим лотам 24610,4 млн. тенге, общая сумма, предложенная победителями ЭГЗ, составила 18531,1 млн. тенге. Средняя суммарная условная экономия по данным 136308 закупкам составила 6079,3 млн. тенге или 24,7%. Результат неплохой, при том, что процесс электронных торгов находится в стадии апробации.

Сегодня в Минфине продолжаются работы по интеграции веб-портала с интернет-порталом казахстанского содержания, для получения данных из реестра товаров, работ и услуг, производимых казахстанскими производителями, в целях реализации механизма проведения закупок только среди отечественных товаропроизводителей.

Минфин — это налоги, а значит — тесное взаимоотношение государственных служащих и бизнеса. Поэтому в Минфине разработан и применяется целый комплекс системных мер по предупреждению и искоренению коррупционных проявлений в деятельности своих органов.

В апреле 2009 года Министерство презентовало проект электронного Минфина — «е-Минфин». Проект поддерживает принцип «одного окна», когда граждане взаимодействуют с государственным органом через интернет. Это ведет к большой экономии времени и средств, снижению уровня коррупционности, обеспечению прозрачности и мониторинга со стороны граждан при решении их вопросов, повышению оперативности услуг, снижению административных барьеров.

Теперь в большинстве налоговых комитетов требуют сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Не всегда этот процесс идет идеально, бывают сбои, но в целом направление выбрано правильное. В течение 2009 года по стране уже 80 % форм налоговой отчетности представлены в электронном виде. Бизнесменам сэкономлена масса времени, денег и нервов. Сегодня речь идет уже о создании современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

Конечно, предстоит еще много работы, пока вся система не заработает в полную силу. Необходимо обеспечить на первом этапе реализацию ИАИС «е-Минфин» в части планирования деятельности и управление проектом по автоматизации МФ РК; приобрести необходимое вычислительное оборудование для разработки и опытной эксплуатации подсистем ИАИС; провести формализацию структуры данных подсистем ИАИС; разработку структуры информационного хранилища ИАИС, подсистем ИАИС. Нужно также провести огромную работу по заключению межсекторальных соглашений с акиматами, министерствами и ведомствами для оснащения пользователей всем необходимым для подключения к системе «Казначейство-клиент».

И остается лишь пожелать Минфину настойчивости и средств, чтобы перекинуть мост в виртуальное пространство.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии