Следите за новостями

Виртуальная реальность блогов правительства

На создание сайтов государственных органов Казахстан тратит сотни тысяч долларов из бюджета — но при все при этом, количество предоставляемых ими услуг отнюдь не гарантирует их качества.

5 февраля 2010 10:56, Ринат Лачин, Взгляд

На создание сайтов государственных органов Казахстан тратит сотни тысяч долларов из бюджета. Но при все при этом количество предоставляемых ими услуг отнюдь не гарантирует их качества.

На днях на блоге министра финансов появился вопрос: «У меня проблема с веб-порталом goszakup.gov.kz, — написал snujan. — Я обратился в службу поддержки, звонил, писал по электронной почте и Skype, но мне не отвечают уже около двух недель. Что мне делать?».

Министр тоже пока пользователю ничего не ответил, хотя министерские блоги являются частью проекта «Электронное правительство», одна из целей которого — повышение эффективности работы госчиновников.

Наш корреспондент изучил сайты госорганов и блоги чиновников, чтобы выяснить, насколько они эффективны.

— В настоящий момент на портале «Электронного правительства» реализована 41 электронная услуга, — говорится на сайте e.gov.kz.

Однако для рядового пользователя «Электронное правительство» — проект, скорее, информационный. Чтобы воспользоваться услугами или оставить электронное обращение к чиновнику, нужно обзавестись электронной подписью и ввести свой ИИН или БИК. Если эти аббревиатуры пользователю знакомы мало, то придется потратить немало времени, чтобы найти их расшифровку.

Видимо, поэтому многие граждане и пытаются обращаться напрямую к главам министерств через их блоги. Из 28 авторов, представленных на блог-платформе электронного правительства, десять не отвечают на вопросы пользователей либо делают это крайне редко. Наиболее пассивными блогерами оказались министры финансов, здравоохранения и сельского хозяйства, а самыми популярными были ответы «Ваш вопрос перенаправлен» и «Это не входит в компетенцию министерства».

Акимы на вопросы граждан отвечают намного охотнее, за исключением Южно-Казахстанской области, сайт акимата которой не обновлялся с мая 2008 года.

Воспользоваться услугами, заявленными на сайте акимата Алматы, удалось частично. Проверить, не зафиксированы ли превышения скорости камерами слежения на основных улицах, проблем не составило.

А вот с проверкой своей фамилии в списках избирателей возникли проблемы. После ввода данных (имя, адрес, номер удостоверения личности и дата его выдачи и т.п.) появилось сообщение о том, что информация отправлена администратору сайта, но обещанный ответ так и не пришел. В отделе информационных систем акимата нам объяснили, что услуга предоставляется только в период выборов.

После нашего звонка ошибка на сайте была тут же устранена — ссылку скрыли до следующих выборов, а заодно и успокоили по поводу сохранности отправленной конфиденциальной информации.

— Мы ведем базу данных населения. Всю информацию, которую вы отсылаете администратору, он и без вас знает. Если бы кто-то хотел разгласить эту тайну, она уже давно была бы разглашена, но наши сотрудники подписывают соглашение о неразглашении информации, — сообщили нам в акимате.

— Ответы на многие вопросы не публикуются на блогах по разным причинам, например, они решаются в частном порядке, — поясняет интернет-обозреватель Александр Ляхов. — Блоговый модуль можно установить на сайте за два дня, а сайты министерств — это очень сложная и дорогая система, на ее создание может уйти полгода, при этом речь может идти о десятках и сотнях тысяч долларов. Если там есть электронный документооборот, мощные базы данных, система безопасности, то такой ресурс может стоить 200–300 тысяч долларов, — говорит он.

Информации о том, кто отвечает за то, чтобы эти средства не были потрачены впустую, найти не удалось. Видимо, еще не одна тысяча реальных долларов будет вложена в виртуальное правительство, прежде чем реальное заметит, что количество не всегда переходит в качество.

Комментарии