Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Широкополосный доступ в Казахстане

Формирование широкополосного доступа в интернет для физических лиц в Казахстане.

30 ноября 2006 15:03, Каусари Ишангали, National Business

В отечественном телекоме формируется новый рынок — широкополосный доступ для физических лиц. Предполагается, что «высокие скорости» приведут к конвергенции базовых технологий и кардинально изменят качество их потребления. Но пока рынок находится в нулевой стадии — по оценкам J'son&Partners, на конец 2005 года уровень проникновения широкополосной технологии в «домашнем» сегменте составлял всего 0,75%. Тем не менее, перспективность зарождающегося рынка существенно скорректировала действия целого ряда провайдеров, включая нацоператора.

Корпоративный сектор успешно использует технологии высокоскоростного доступа 5–6 лет. Рынок уже поделен между крупными телекоммуникационными операторами, но по-прежнему далек от насыщения. Тем не менее, наибольший спрос на «высокие скорости» в ближайшие годы эксперты прогнозируют в сегментах МСБ и домашних пользователей. Согласно прогнозам J'son&Partners, за пять лет пенетрация широкополосного доступа (ШПД) среди физических лиц должна достичь 17%.

По большому счету, говоря о ШПД для домашних пользователей, пока имеются в виду только 2–3 услуги, чаще телефония и интернет. Поэтому развитие нового рынка следует сопоставлять с уровнем развитости именно этих, базовых технологий. По данным Агентства РК по информатизации и связи, на начало сентября число активных пользователей интернета составляло 4% от общего населения страны. По мнению генерального директора одного из операторов беспроводного доступа в интернет компании Aksoran Дулата Акишева, пенетрация широкополосного интернета в Казахстане составляет 0,13%  или примерно 20 тыс. пользователей. «Для примера: проникновение сотовой связи в сентябре 2006 года составило 43%. Обычно эти показатели сильно коррелируют между собой и примерно одинаковы в развитых странах мира», — комментирует эксперт.

Таким образом, даже при первом приближении видно, что потенциал рынка высокоскоростного интернета внушителен. Уверенности добавляют и меры, принимаемые на уровне государства: программа по снижению информационного неравенства, директивы правительства по понижению тарифов нацоператора на доступ в интернет. Параллельно идет процесс перетока пользователей коммутируемого доступа (dial-up) в ряды абонентов скоростного интернета. В итоге, к 2010 году количество домашних пользователей ШПД составит миллион человек, считают в J'son&Partners.

«При достижении показателей, сравнимых с сотовой связью или хотя бы уровнем стран Балтии сейчас, рынок можно оценивать в $500–600 млн. Если же говорить о приближении к степени развития Швеции или Южной Кореи, то объемы составят $1,5–1,8 млрд. Хотя, конечно, сравнивать наш рынок широкополосного интернета с мировым или даже российским не совсем корректно, т.к.  мы находимся на начальной ступени развития», — полагает г-н Акишев.

Предложение

На самом деле, услуга «домашнего» ШПД стала доступной еще в 2004 году, но попытки сделать ее массовой предпринимаются только с середины 2005. Так, в начале 2006 года началась массированная раскрутка продукта АО «Казахтелеком» — высокоскоростной интернет Megaline. Компания разбила услуги по пакетам и объявила сезон скидок. Параллельно, национальный оператор приступил к строительству сети Metro Ethernet, которая позволит предоставлять услуги широкополосного доступа во всех областных и районных центрах Казахстана. По оценкам самой компании, ее доля в широкополосном интернете составляет порядка 70%, и, скорее всего, в ближайшие годы останется существенной.

К слову, в мире крупнейшими компаниями, оказывающими услуги широкополосного доступа, продолжают доминировать традиционные операторы, занимающие львиную долю на этом рынке в своих странах. Например, Deutsche Telekom — второй крупнейший провайдер ШПД-услуг в Европе — предоставляет услуги в пяти странах почти для 5 млн. пользователей, свыше 80% из которых он обслуживает в Германии. Крупнейшим же провайдером широкополосных услуг в Европе является «дочка» France Telecom — Wanadoo, которая обслуживает 6 млн. пользователей в четырех странах, занимая более 10 % европейского рынка услуг «быстрого интернета».

Хотя посягать на прочные позиции «Казахтелекома» пока проблематично, некоторые альтернативные операторы предпринимают попытки для занятия своей доли на рынке. ТОО «СА-Телком», стопроцентная «дочка» Golden Telecom (GT), намерена увеличить прибыль от услуг высокоскоростного доступа физическим лицам и МСБ с 30% до 70%. Генеральный директор компании Василий Павлов отмечает, что сегодня доля доходов компании от ШПД этим пользователям составляет 10–15%. Но за счет развития технологии, «СА-Телком» планирует увеличивать те 30%, которые приходятся на все высокоскоростные услуги.

Изменения в казахстанской компании напрямую связаны с трансформацией стратегии развития глобальной Golden Telecom. GT — это третий по величине оператор фиксированной связи в России, который присутствует на рынках фиксированной и мобильной связи в Украине. В прошлом году компания пересмотрела свою стратегию на рынке интернет-доступа, решив сосредоточиться на активном развитии широкополосного доступа на участке «последней мили». Примечательно, что GT намерен концентрироваться не на отдельных видах услуг, а предоставлять сразу целый пакет — пока речь идет о triple play: телефонии, интернете и телевидении, но в будущем в комплекс войдет и мобильная связь (quadric play).

Пока в фокусе казахстанской «дочки» две столицы и Атырау. Общий объем инвестиций неизвестен, но, судя по всему, внушителен, поскольку только в Алматы для прокладки оптоволоконной сети «СА-Телком» потратит $2 млн. в 2007 году. Интересно, что компания делает ставку не на существующие объекты, а строящиеся жилые комплексы и бизнес-центры. «Во-первых, практика показывает, что кто первым зашел на объект, тот и стал основным оператором. Во-вторых, прокладывая свою »оптику«, мы можем заложить мощности с возможностью увеличения их пропускной способности в дальнейшем, по мере роста спроса на услуги», — объясняет г-н Павлов. Такой подход также вполне логичен на начальном этапе развития рынка ШПД, когда нет необходимости бороться за клиента на «чужой» территории — обычно в вотчине «Казахтелекома». Хотя руководство компании не исключает, что по мере снижения темпов строительства, неизбежно произойдет обострение конкуренции и операторы начнут активно отбирать абонентов друг у друга.

Потенциальными конкурентами профильных компаний могут стать операторы кабельного телевидения. Тенденция развития цифрового телевидения в Казахстане такова, что операторы предпочитают строить собственную кабельную оптоволоконную инфраструктуру, делая сеть мультисервисной. Компания «Алма-TB» уже создала прецедент, начав предоставлять кабельный интернет в середине 2005 года. Кстати, в США почти 2/3 рынка широкополосного доступа приходится на операторов кабельного ТВ.

Однако сами телекоммуникационные операторы довольно скептично относятся к такой возможности. В качестве аргументов приводится невозможность обеспечивать должное качество интернета, из-за технологических тонкостей, сложность с лицензированием, проблемы с доступом к кабельной канализации. Марина Кока, генеральный директор ТОО «Радио Байланыс» («RB-K»), считает, что диверсификация услуг кабельных операторов, в частности, предоставление интернета не изменит существенным образом расстановку сил на рынке. «Действительно, произойдет частичный отток существующих клиентов, в основной массе физических лиц, у операторов реализующих »карточный« интернет, но данная услуга не предполагает использование технологий широкополосного радиодоступа. Основной процент доходов услуг широкополосной связи в этих компаниях приходится на корпоративных клиентов, физические лица, на которых нацелены операторы «кабельного» интернета практически не принимают участия в формировании доходов по данной статье», — резюмирует эксперт.

В АО «Арна» (торговая марка Ducat) полагают, что предоставление кабельного интернета можно рассматривать только как альтернативу более развитым и научно-продвинутым технологиям. По мнению представителей компании, активизация операторов, предоставляющих данную услугу, благотворно влияет на развитие конкуренции и побуждает крупных операторов активнее внедрять новые технологии широкополосного доступа.

Технологии

Большинство операторов, предоставляющих широкополосный доступ, используют xDSL-технологии, которые имеют лимит по скорости до 8 Мбит/с и в развитых странах постепенно вытесняются более современными. Казахстанским же домашним пользователям этой скорости на данный момент более чем достаточно, считают эксперты.

В Европе, к примеру, для сохранения рентабельности, многие операторы переходят к предоставлению доп. услуг с помощью DSL. В дополнение к коммуникационным и информационным службам сервис провайдеры стараются выйти на рынок развлечений, чтобы увеличить проникновение и при этом сохранить неизменным уровень среднего дохода на пользователя. Первыми действующими системами, по всей видимости, станут системы DSL-телевидения — в этой сфере операторы сетей будут сотрудничать с телевещательными компаниями. В долгосрочной же перспективе, считают международные эксперты, операторы начнут добавлять к существующим услугам свой собственный контент.

В Казахстане же в ближайшие годы прогнозируется активизация провайдеров, работающих на основе беспроводных технологий. В ряде городов Казахстана уже запущены проекты беспроводного высокоскоростного доступа к интернет в т.н.  «горячих точках» (hot spot), местах публичного доступа к интернет (в сегменте HoReCa, бизнес-центрах, аэропортах). Услуга предоставляется пока двумя провайдерами — 2 Day Telecom на базе Wi-Fi-технологии и Aksoran (UMTS-TDD, торговая марка Escape Wireless).

Для предоставления услуг высокоскоростного доступа АО «Нурсат» рассматривает в качестве приоритетных решений широкое использование беспроводных технологий. В частности, популярность в последнее время приобретают системы абонентского, радиодоступа Wireless Local Loop (WLL), позволяющие предоставлять услуги конечному пользователю на скорости до 5 Мбит/с. Это подтверждает опыт работы компании, предоставляющей услуги по технологии WLL в 15 городах Казахстана. Организация подобных систем не требует высоких инвестиций, позволяет в короткие сроки развернуть систему большой абонентской емкости, при простоте и удобстве проведения монтажных работ. Система WLL может быть адаптирована для работы, как в городских, так и в сельских местностях без потери эффективности и экономичности. Она идеальна для быстрого обеспечения телефонной связью, доступом в интернет и услугам передачи данных районов новостроек и коттеджных поселков, реконструируемых зданий, офисов.

В частности, компания активно развертывает в регионах системы абонентского радиодоступа Wireless Local Loop (WLL), предоставляя скорость до 5 Мбит/с, а в будущем — до 10 Мбит/с. Они не требуют значительных инвестиций, но позволяют в короткие сроки развернуть систему большой абонентской емкости, при простоте и удобстве проведения монтажных работ. WLL-система адаптируется как для города, так и для сельских районов.

Кстати, глобальный Golden Telecom в своей стратегии основной акцент сделал также на беспроводные решения. В частности, в Москве в течение этого года оператор установил 5 тыс. точек доступа Wi-Fi,  затратив порядка $10 млн. Таким же образом компания планировала продвигаться и на других рынках. Однако, по утверждению г-на Павлова, в Казахстане им ни разу не удавалось получить разрешение на использование частот необходимого радиочастотного спектра. Поэтому сейчас GT работает в нашей республике по скорректированной стратегии — инвестирует в прокладку волоконно-оптических линий связи.

Тем не менее, уверяют в компании, беспроводные технологии остаются привлекательными для компании, поскольку она собирается расширять свой пакет до quadric-play, куда входит мобильная телефония.

Конечно, вложения в беспроводные технологии экономически более выгодны, но не идут в сравнение с уровнем качества, которое обеспечивается кабельными сетями. Василий Павлов говорит, что при расширении пакета услуг, требующих большей пропускной способности, радиочастотный спектр быстро заканчивается, а стоимость услуги возрастает. Поэтому беспроводные решения интересны в большей степени с точки зрения телефонии и интернета.

По большому счету, скоростной доступ — понятие относительное, поскольку, судя по предложению на рынке, высокоскоростным может быть и соединение в 128 Кбит/с. Поэтому эксперты предлагают причислять к широкополосным доступ от 1 Мбит/ с. Ряд специалистов сходится во мнении, что ШПД следует рассматривать в том числе, с точки зрения востребованности высоких скоростей конечным потребителем. Как правило, пока потребности отечественного пользователя может с лихвой удовлетворить провайдер, предоставляющий до 1 Мбит/с. Хотя, максимальная скорость потенциально массового продукта, Megaline, доходит лишь до 512 Кбит/ с. Но операторы, как правило, предлагают своим клиентам намеренно заниженные скорости, чтобы с ростом их запросов иметь возможность повысить и скорость.

Стоимость же широкополосного доступа пока довольно высока, поскольку технология еще не стала массовой. В среднем по рынку стоимость подключения к высокоскоростному интернету составляет порядка $50, а ежемесячная абонентская плата в зависимости от скорости и объема трафика — $90. Понятно, что цены завышены даже по сравнению с Россией. Объясняется это не только монопольным положением «Казахтелекома» на рынке интернет-доступа, но и стоимостью транспортировки контента. Почти 90% конечной цены интернета — это его доставка по магистральным каналам связи (спутник, ВОЛС). Это происходит потому, что практически весь контент, который качают отечественные пользователи, находится за пределами Казахстана.

В России, например, ситуация иная: большинство клиентов обращается к внутреннему трафику, т.е.  сигнал находится в пределах одной страны, а транспортная среда внутри одного государства дешевле. Таким образом, по мнению J'son&Partners, в вопросе установления тарифов, ориентироваться следует скорее на российские реалии, где соответственно порог массового спроса — это $25. Реальное же вытеснение dial-up начинается при появлении предложений в диапазоне $15–20 в месяц.

Проблемы

Перспективы развития широкополосного доступа в Казахстане ограничиваются целым комплексом факторов, устранить или нейтрализовать которые можно только при активном участии государства. В первую очередь речь идет об ограниченной территории распространения ШПД для физических лиц. Эксперты считают, что в ближайшие годы развитие технологии будет происходить в пределах двух городов — Алматы и Астаны. Произойдет это не в последнюю очередь благодаря тому, что наибольший объем финансовых ресурсов сосредоточен именно в столицах. Следовательно, самые продвинутые технологии и грамотные пользователи представлены преимущественно здесь. Потому-то, кстати, наиболее популярные серверы Казнета расположены пока в двух центрах.

Кроме того, именно здесь внутригородская инфраструктура отвечает современным стандартам. Дело в том, что при прокладке НИСМ, оптоволокно подводилось к областным центрам, не затрагивая сети внутри населенного пункта. Поэтому, какие бы скорости ни предлагал провайдер на своем участке, устаревший медный кабель местной сети не сможет пропустить больше заложенной в него десятки лет назад мощности. Поэтому объективно, что пока широкополосным доступом будут охвачены в большей степени жители Алматы и Астаны, или порядка 2–2,5 млн. человек.

Второй блок сдерживающих факторов касается магистральной инфраструктуры. Любые технологии, которые используют операторы, в том числе беспроводные, предполагают комбинации наземных и беспроводных решений. Поэтому передача сигнала, так или иначе должна происходить по магистральным сетям, большая часть которых находится опять же в ведомстве «Казахтелекома». В то же время компания так же, как альтернативные операторы, рассматривает сегмент домашних пользователей в качестве своей потенциальной аудитории. Более того, массовое продвижение ШПД на сегменте физических лиц — одно из приоритетных направлений коммерческой стратегии национальной компании на 2006–2010 гг. В итоге, альтернативные операторы, арендуя «оптику» у «Казахтелекома», не могут предложить конкурентоспособные цены для конечного пользователя.

В отсутствии равного доступа к ВОЛС операторам приходится вкладываться в развитие собственной инфраструктуры. Чтобы обеспечить полноценное качество услуги широкополосного доступа, оператору необходимо достичь максимальной широты охвата. Поэтому компании предпочитают применять беспроводные решения, в силу их меньшей стоимости по сравнению с наземными линиями. Прокладывание «оптики» — занятие масштаба государства: километр оптоволокна НИСМ обошелся стране в $15 тыс.

Выход вовне большинством провайдеров осуществляется через спутник. Но в последнее время отечественным компаниям явно не хватает мощностей существующих спутников. Аренда же каналов запущенного недавно KazSat, по оценке некоторых операторов, почти вдвое превышает стоимость иностранных аналогов. В итоге выход в т.н.  внешний интернет получается дорогостоящим.

Кстати, схема действует и в обратном направлении. Транспортировка сигнала до Казахстана, слишком удаленного от центров глобальной паутины, также проходит через множество узлов связи, аренда которых может в 300–500 раз превышать стоимость, допустим, в США. Именно поэтому, интернет в республике остается малодоступным для массового пользования. Свою лепту в удорожание интернета вносит и неразвитость внутреннего контента.

Объективно, что текущее положение требует принятия реальных действий со стороны государства. Речь идет о проведении всего комплекса мер по либерализации рынка, когда будут обеспечены равные условия доступа для всех операторов к магистральным линиям и кабельной канализации. В качестве примера Дулат Акишев приводит опыт России: «В процессе либерализации российского рынка были разделены магистрали и last mile. Для этого, на основе министерства связи СССР, создали компанию «Ростелеком», которая стала заниматься эксплуатацией магистралей, и «Связьинвест», куда вошли компании, ориентированные на «последнюю милю». Получилось так же, как в странах Европы и США в середине 1990-х. Вследствие этого в России произошел взрывоподобный рост спроса на интернет».

Эксперт также обращает внимание на то, что практически все отечественные компании, получившие лицензии на предоставление международных и междугородних услуг пытаются строить вертикально интегрированные структуры, включающие в себя и инфраструктуру, и last mile. В то же время в мировой практике интеграция происходит преимущественно по горизонтали, что делает операторов более клиентоориентированными и способствует понижению тарифов на интернет.

Спрос

Несмотря на активные действия по популяризации ШПД со стороны операторов и существование небольшой прослойки продвинутых пользователей, массовый спрос на новые услуги еще не скоро можно будет считать сформированным. С одной стороны, это объясняется зачаточным состоянием рынка. Действительно, сложно говорить о проникновении современных технологий, если, по данным «Комкон-2 Евразия», уровень компьютеризации страны на конец 2006 года составит менее 10% (406588 домохозяйств будут иметь компьютер, подключенный к интернету). По мнению ведущего консультанта J'son&Partners Григория Бецкова, поскольку рынок широкополосного доступа в Казахстане, особенно его «домашний» сегмент, делает только первые шаги, penetration rate в республике существенно ниже российского. Зато темпы роста у нас выше, и за 5 лет в Казахстане количество пользователей должно увеличиться примерно в 25 раз.

Но, с другой стороны, развитию рынка препятствует ментальность потенциальных пользователей. По большому счету, на данный момент казахстанские провайдеры способны предоставлять самые современные услуги, используя последние технологические разработки. Просто на данном этапе они не востребованы потребителем. Операторы полагают, что пользователи, которым действительно необходим ШПД, пока предпочитают получать его на рабочем месте.

В этой связи объективно, что наиболее востребованной услугой сегодня по-прежнему остается телефония, на которую обычно приходится наибольший доход операторов. Хотя, наверное, это справедливо больше по отношению к операторам, предоставляющим услуги международной и междугородной телефонии. Но тенденция такова, что стоимость данных видов услуг и доходы операторов от них будут постепенно сокращаться, уступая место более продвинутым приложениям. К примеру, следом за «голосом» следуют интернет и телевидение. Помимо этого, по мнению аналитиков, бурного роста следует ожидать со стороны таких сервисов, как видеоконференцсвязь (дистанционное обучение, совещания), удаленный доступ к локальным сетям (работа на дому), виртуальные выделенные сети (интранет, домашние офисы).

Таким образом, стремительное развитие широкополосного доступа в Казахстане так и останется темой для дискуссий аналитиков, до тех пор, пока нацоператор не будет реструктуризирован окончательно, т.е.  основная проблема — равного доступа к инфраструктуре не будет решена. Без создания конкурентной среды, сложно говорить о повышении качества услуг и непрерывном расширении их спектра.

Комментарии