Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Не отходя от терминала

По оценкам некоторых экспертов, спрос на пользование услугами платежных терминалов за полтора года в Казахстане вырос в 2,5 раза — тем не менее, комиссии за микроплатежи продолжают расти.

15 января 2010 11:09, Сауле Ынтыкбаева, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес

Вендинг-аппараты пользуются спросом у казахстанцев. По оценкам некоторых экспертов, спрос на пользование услугами платежных терминалов за полтора года вырос в 2,5 раза. Тем не менее, комиссии за микроплатежи продолжают расти.

Единовременное повышение комиссии по оплате услуг сотовой связи ожидает казахстанцев в ближайший месяц. Как рассказал генеральный директор компании «НПС», президент Казахстанской ассоциации платежных систем и электронного бизнеса Олег Коверин, рост комиссии составит 10–15%. «Причина — недавнее понижение ставок вознаграждения со стороны сотовых операторов», — пояснил он. Дальнейшего повышения комиссии, впрочем, как и понижения, эксперт не ожидает.

На высокую стоимость комиссии, по словам г-на Коверина, также влияет размер арендной платы. «За 1 кв. м порой просят 45–50 тыс. тенге, это заоблачные цены. Естественно, комиссия не может снизиться, потому что затратная часть велика. И это сказывается на конечном потребителе», — говорит он.

Бум высоких комиссий по мере насыщения рынка приема платежей, возможно, пройдет, поскольку конкуренция уже становится очевидной, считает директор по развитию бизнеса компании «Таулинк» Оксана Вологова. По ее мнению, чтобы удержать своего клиента, дилеры могут пойти на снижение внешних комиссий за услуги. Ей вторит директор компании «Объединенная система моментальных платежей» Владимир Ким. «В связи с тем, что происходит постоянный рост пунктов приема платежей (ППП) и автоматов самообслуживания (АСО), можно прогнозировать развитие здоровой конкуренции, что повлечет за собой снижение комиссии, — говорит он. — Хотя комиссия в ППП и на АСО не самая высокая среди всех видов оплат — от 20 до 50 тенге. Для сравнения: средняя наценка на карточки сотовой связи — 50–100 тенге, комиссия банкоматов — 50 тенге».

Перенасыщение рынка систем приема платежей отмечают многие профучастники. Количество платежных систем увеличивается, количество терминальных точек резко возрастает. По мнению г-на Коверина, в Алматы и Астане рынок вендинга вследствие массового притока игроков уже переполнен, в других крупных городах Казахстана он близок к насыщению. «Это классика любого бизнеса: он слабо развивается, потом приносит прибыль, туда бросаются люди со своими инвестициями, идет насыщение рынка, а потом расчистка. Компании, которые не в состоянии выдержать конкуренцию и контролировать свои издержки, уходят на дно», — говорит собеседник. По его словам, сегодня на рынке вендинга наблюдается концентрация капитала, укрупнение компаний с целью снижения издержек.

По данным аналитиков, в Казахстане установлено около 18 тыс. платежных терминалов, в основном в крупных городах, приводит статистику г-н Ким. Ежедневно, продолжает он, через них проходит более 500 тыс. платежей, ежемесячно терминалами пользуются 2,5 млн. человек. В 2009 году, по информации г-жи Вологовой, рынок вырос на 20–30%  по количеству пунктов приема платежей и на 50–70%  — по объему платежей. «Эти показатели свидетельствуют о том, что доверие потребителей к платежным системам растет», — резюмирует она.

Г-н Коверин соглашается с коллегой, отмечая, что спрос на услуги платежных систем за полтора года вырос в 2,5 раза. Востребованность терминалов населением и появление новых игроков вызвали быстрый рост рынка платежных терминалов, говорит он. По его словам, желающие приобрести терминалы в буквальном смысле выстраиваются в очередь.

Как рассказывает г-н Коверин, если год назад местами размещения платежных терминалов считались крупные магазины, супермаркеты, то сегодня из-за наполнения рынка и избалованности отечественного потребителя вендинг идет в пригород и отдаленные населенные пункты. «Торговые аппараты размещаются в магазинах у дома, чтобы быть ближе к клиенту», — отмечает он. Децентрализация точек размещения вендинг-аппаратов, на взгляд г-на Коверина, вполне обоснованная тенденция на рынке.

Что касается сервисной линейки, то спектр услуг, проводимых через платежные терминалы, постоянно растет. Как утверждает г-жа Вологова, уже сегодня наблюдается тенденция к подключению таких операторов, как коммунальные службы, контент-провайдеры, хостинговые службы, резко расширилась линейка операторов, оказывающих услуги IP-телефонии и международной связи. Г-н Ким к перечисленному добавляет букмекерские услуги, заказ одежды, косметики, цветов и даже пожертвования в благотворительный фонд. То, что 80–90%  от объема денег, пропущенных через терминалы, по-прежнему приходится на оплату услуг сотовой связи, подтверждают все опрошенные эксперты.

У г-на Коверина свое объяснение этому: «Вендинг я бы назвал быстрым бизнесом: человек хочет быстро прийти, заплатить и уйти. В этом смысле мобильная связь близка вендингу по духу. Я не хочу сказать, что нет развития дополнительных услуг, но оно незначительное. К примеру, человеку очень важно оплатить коммунальные услуги, особенно в последние дни месяца. Но на это уходит достаточно много времени, так как у поставщиков услуг нет ни моральной готовности, ни технической оснащенности для приема онлайн-платежей. Подобные операции подразумевают поступление платежей в течение нескольких минут и даже секунд. У сотовых операторов в отличие от коммунальщиков изначально подразумевался именно такой стиль работы». Запуск подобных услуг, со слов г-на Коверина, подразумевает частичный онлайн. «Все поставщики услуг понимают, что это удобно, но требует затрат на IT-работы, а также повышает требования к коммуникациям, — продолжает он. — Да и развитие интернета в стране оставляет желать лучшего. Но со временем проблемы решатся». В будущем, считают эксперты, развитие вендинга приведет к увеличению рабочих мест, расширению попутных производств, развитию МСБ, росту налоговых поступлений и улучшению качества услуг населению.

Комментарии