Следите за новостями

Через призму веры: сфера ИКТ

Развитие информационно-коммуникационных технологий в Казахстане.

27 ноября 2009 12:20, Куралай Елеусизова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

Спад экономической активности, наблюдаемый в мире и в Республике Казахстан в частности, сопровождает глубинную трансформацию современного постиндустриального общества, отличительной чертой которого является то, что в структуре экономики сфера услуг преобладает над промышленностью, а наука становится реальной производительной силой, являясь источником нововведений. Главным орудием труда в цепи создания добавленной ценности становится информация, она же становится и источником власти.

Казахстан, в целом, успешно проводит процесс информатизации общества. Согласно авторитетному рейтингу глобальной конкурентоспособности, составляемого Лозаннским Международным институтом менеджмента, Казахстан занял 39 место, опередив такие страны, как Россия, Бразилия и Италия.

Трансформация сегодня сопровождается бурным ростом и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий, формированием на основе этого процесса единой отрасли инфокоммуникаций, превращением компьютера в доминирующее и жизненно важное орудие труда. При всей важности технологий главными достижениями, которые может принести информационный век, являются фундаментальными трансформационные процессы в общественной жизни: операции обмена информацией оптимизируются настолько, что происходит не просто экономия ресурсов и времени, а изменение даже принципов и традиций управления обществом. Такой подход в отношениях между государством, гражданами и бизнесом получил образное название «электронного правительства» согласно имеющимся программным документам правительства.

Уже предварительная оценка достигнутых в рамках программы результатов позволяет утверждать, что казахстанское «электронное правительство» позволяет утверждать, что основные «кирпичики», а то и целые здания «цифрового города» заложены. Сегодня ни для кого не является чуждым использовать слова «дистанционно обучился», получать SMS-сообщения об успеваемости студента родителями, заниматься по электронным учебникам, например, изучать по ним языки, оплачивать через интернет некоторые услуги по телевещанию, связи, налоги, делать покупки в интернет-магазинах, задать вопрос на интернет-конференциях представителям власти, подключиться к услугам IP-TV, а также иметь свой сайт или страничку, и искать где же дешевле веб-хостинг и многое другое.

С другой стороны, крупные бюджетные инвестиции в автоматизацию работы и реинжиниринг процессов государственных органов Республики Казахстан и создание ряда крупных отраслевых информационных систем привлекают внимание, как местных, так и транснациональных компаний, как перспективный рынок сбыта собственной продукции и услуг. В условиях кризиса, роль государственных инвестиций в ИКТ становится еще больше, а их объем достигает по своему абсолютному значению величин, сравнимых с инвестициями в наиболее развитых секторах казахстанской экономики.

В то же время, ожидается, что в ближайшие годы объем затрат государственного сектора на автоматизацию процессов и поддержку систем останется примерно на одинаковом уровне либо немного снизится, вследствие чего, национальный IT-бизнес не сможет выстроить устойчивую модель роста только на государственном заказе, тем более, в тесной конкуренции с международными игроками рынка.

В таких условиях, встает острый вопрос о взаимоотношениях государства и национальной IT-индустрии, который является предметом постоянных горячих обсуждений в рамках различных отраслевых форумов, конференций и круглых столов. Как правило, в таких мероприятиях наиболее громкий голос звучит от представителей крупного по местным меркам казахстанского IT-бизнеса, кстати, существенную долю доходов которого составляют доходы от услуг госсектору (если ознакомиться с исследованиями за 2008 год ICT-Marketing).

Во-первых, это изменение казахстанского законодательства в области государственных закупок IT-товаров и услуг с целью предоставления преференций компаниям казахстанского происхождения. Характерно, что под видом таких благих намерений, крупные компании предлагают отсечь других, более мелких местных игроков на основе специально разработанной казахстанской сертификации, расходы по которой, кстати, предлагается нести государству. Во-вторых, постоянно выдвигаются требования о предоставлении различного рода налоговых и таможенных льгот; таких как налоговые льготы для экспортеров софта, освобождение от НДС софтверных компаний, снижение социального налога в зарплате персонала отрасли. В-третьих, бизнес требует государственных инвестиций в разнообразные инфраструктурные проекты, которые необходимы для развития бизнеса внутри страны: повышения количества и качества специалистов IT-специальностей, создание современных дата- и хостинг-центров, дальнейшего развития ПИТ «Алатау».

И, если по последней группе вопросов между государством и бизнесом был достигнут позитивный консенсус, и государство берет на себя существенные обязательства по инвестициям в образование, например, в виде развития Международного IT Университета в г. Алматы, а также в другую необходимую IT-инфраструктуру, то по первым двум вопросам все еще необходимо выявление консолидированной позиции всего бизнес-сообщества. Даже у самого IT-бизнеса есть понимание, что отрасль не должна оцениваться по каким-то особым меркам, хотя она и характеризуется большим количеством успешных бизнес-моделей.

Изменение тендерного, налогового и таможенного законодательства для предприятий IT-отрасли также вызывает многочисленные вопросы. Даже если местным IT-компаниям удастся убедить остальные отрасли национальной экономики, которые превосходят ее по абсолютной величине и мультипликативному экономическому эффекту, в собственной приоритетности и избранности, реализация государством предложенных бизнесом мер не является гарантией успешного развития отрасли. Как известно, отмена экспортных пошлин на ПО в России имело минимальный эффект на российский рынок ПО, а экспортно-ориентированные компании, такие как Лаборатория Касперского, развивались успешно и без этого. В целом, государство не отказывается от предлагаемых бизнесом мер, однако хочет точно спрогнозированного эффекта, что в условиях такой глобализированной отрасли как IT достаточно затруднительно.

Является ли такая позиция государства препятствием к развитию эффективной национальной IT-отрасли? Мировой опыт показывает, что нет. Интересен с этой точки зрения опыт Белоруси, население которой составляет порядка 10 млн. человек. По доходам от экспорта IT-услуг на душу населения эта небольшая страна находится в одной группе с Индией, признанным мировым лидером в этой отрасли, сильно обгоняет Россию (в два раза) и Украину (в три раза). При этом на рынке доминируют две частные компании, общим совокупным оборотом более 200 млн. долларов США в год.

Отдельно стоит отметить, что Республика Беларусь не имеет тех финансовых ресурсов, которые вкладывают развитые страны и Казахстан в проекты по развитию электронного правительства, т.е.  стимулирование национального IT-сектора за счет государственного заказа не является стратегией развития отрасли в этой стране. Успех белоруской модели имеет несколько причин, среди которых можно выделить успешное использование своего географического положения и наследства в виде высокотехнологических предприятий военно-промышленного комплекса СССР.

Казахстан также имеет ряд естественных особенностей, которые, как государство, так и бизнес может использовать для развития IT-отрасли: удобное транзитное положение; развитые нефтегазовый, металлургический и финансовый сектора экономики; наличие огромного неудовлетворенного спроса на IT-услуги у населения и субъектов бизнеса. Именно на основе этих факторов можно развить устойчивую модель казахстанского IT-сектора, который внесет существенный вклад в развитие нашей страны.

Вследствие, казахстанская IT-отрасль нуждается, в первую очередь, не в государственных дотациях и преференциях, которые в условиях тяжелого экономического кризиса более естественно направить на социально-ориентированные и инфраструктурные проекты, а в новом поколении инновативно-мыслящих, мобильных предпринимателей, готовых адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям. Именно такие предприниматели будут в ближайшее десятилетие определять облик национального IT-рынка.

Комментарии