Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Мнение эксперта

Интервью с председателем совета директоров АНО «Институт Развития информационного общества Российской Федерации» Юрием Хохловым о развитии электронного правительства Казахстана.

27 ноября 2009 12:17, Динара Бакадамова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

На вопросы журнала Digital Kazakhstan отвечает председатель совета директоров АНО «Институт Развития информационного общества Российской Федерации» Юрий Хохлов.

Юрий Хохлов, председатель совета директоров АНО «Институт Развития информационного общества Российской Федерации»

— Как вы оцениваете уровень развития электронного правительства Казахстана?

— В первый раз я приехал в Астану по приглашению АИС для участия в конференции «Инициативы электронного правительства», которая проходила несколько лет назад. Я могу сказать, что во многих отношениях уровень развития электронного правительства в Казахстане достиг следующей стадии зрелости. Начнем с самого верха — с политического признания важности этого проекта. Если на первой конференции главным действующим лицом был председатель АИС Куанышбек Есекеев, то сегодня главным действующим лицом стал премьер-министр Карим Масимов, который очень четко и однозначно сказал, что развитие электронного правительства это приоритет для республики на ближайшие годы, что, несмотря на кризис, тяжелую экономическую ситуацию в Казахстане делали и будут продолжать делать, внедрять информационные технологии в государственное управление. Более того, в рамках большой программы индустриализации и инновации в республике будет более широко рассмотрен вопрос развития использования информационно-коммуникационных технологий. По сути, Казахстан, начав с построения электронного правительства, расширяет это до построения и развития информационного общества. С этой точки зрения есть серьезный прогресс, есть движение вперед. И это политическая составляющая. Конечно, имеются и технологические успехи, выстроен тот фундамент, та инфраструктура, те компоненты, на которых можно строить информационное общество и электронное правительство.

— Соответствует ли уровень развития электронного правительства количеству реальных пользователей интернета?

— Что может быть и не было сделано, и это мы откровенно обсуждали, то это то, что, создавая основные компоненты, нужно было донести до граждан, бизнеса, государственных служащих преимущества от использования информационно-коммуникационных технологий. Понятно, что когда ничего не было, то и не на чем было все это показывать. Когда многое уже сделано, можно это наверстать и показать, что ожидает и общество, и бизнес, и власть от проекта е-правительство. Следующий мастер-план будет сосредоточен на предоставлении полезных услуг. Будут реализовываться проекты сервисно-ориентированного подхода к использованию ИТ в электронном правительстве. Люди увидят преимущества, то, как экономится их время, увидят насколько удобно происходит взаимодействие с государством. Это, уверен, сразу же станет тем звеном, за которым произойдет увеличение числа пользователей интернета в Казахстане, которое сейчас недостаточно.

— Что вы можете сказать об электронном правительстве Казахстана в сравнении с российским электронным правительством?

— Я могу сказать, что в каких-то моментах проект электронного правительства в Казахстане продвинулся дальше, чем в России. И понятно почему. Все очень последовательно развивается, один план переходит в другой и наследуется то, что было сделано ранее. Мы не всегда можем это наблюдать в России при реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия». Она трижды переписывалась, менялись цели задачи, приоритеты. Первая редакция программа была пусть и не очень удачной, но, по крайней мере, это была попытка, которая породила много надежд по созданию информационного общества России. Вторая редакция, в 2007 году, отбросила все лишнее и была сосредоточена только на федеральном уровне электронного правительства. Третья программа, принятая недавно, еще больше заузила содержание того, что должно быть реализовано на федеральном уровне в рамках электронного правительства Российской Федерации. Не забывайте, что Россия — федеративное государство, там есть уровни субъектов федерации, и эта часть была благополучно потеряна при переходе от второй редакции «Электронная Россия» к третьей. Этим направлением перестали заниматься. Также есть уровень органов местного самоуправления, где тоже очень много взаимодействий с гражданами и бизнесом на местах. И этим также никто не занимается. Поэтому, если учитывать всю эту иерархию, то мы видим, что в России гораздо больше проблем, чем в Казахстане. С этой точки зрения политическое устройство государственной власти Казахстана отличается от российского. В связи с этим вам проще внедрить, и поэтому успехи в отдельных направлениях выше, чем в России. Но это не должно вас успокаивать, потому что и Россия, и Казахстан в рейтингах находятся на одинаковых позициях. Мы не достигли 3 этапа развития — транзакционного уровня. На этой стадии уже начинают работать ведущие страны мира, у нас есть, куда расти, на кого равняться и кого догонять. Вопрос в том, как быстро мы это сделаем. Если будет политическая воля, значит, мы это сделаем быстро. Если этим проектам не будет придаваться соответствующий приоритет, то мы так и будем отставать от ведущих стран.

Комментарии