Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Тариф вне зоны доступа

Обзор тарифной политики сотовой связи в Казахстане.

24 ноября 2006 14:49, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
Рубрики: Связь

Номер недоступен в данный момент, сеть занята, сообщения не доходят, баланс приближается к нулю, хотя вчера на счету было еще, как минимум, двести тенге, в трубке опять противное «бульканье», и голос куда-то пропадает прямо посреди делового разговора. Знакомо, не правда ли? Ну и кто из владельцев мобильных телефонов в Казахстане полностью доволен и качеством, и ценой услуг своего оператора? В 2006 уровень проникновения сотовой связи в нашей стране достиг 46 процентов против шестнадцати еще два года назад. Это означает, что практически каждый второй казахстанец — человек «мобильный». Однако, как утверждают эксперты, увеличение абонентской базы связано прежде всего с ростом благосостояния граждан, сами же компании-операторы гнут свою маркетинговую линию вовсе не во благо клиентов. Некоторое время назад премьер-министр Даниал Ахметов охарактеризовал поведение двух ТОО — «GSM Казахстан» и «КаР-Тел» — как «картельный заговор». Правительство в лице уполномоченного органа — Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли давно принялось за разнообразные проверки сотовых компаний с целью снизить, наконец, тарифы на услуги мобильной связи в республике, как это ни странно звучит, до уровня европейских. Так почему же на рынке сложилась такая ситуация и как ее разрешить? Стоит ли ждать падения цен? Какими последствиями для абонентов и тарифной политики компаний чреват приход нового GSM-оператора зимой 2007 года?

Завоевание пространства

Теперь уже кажется, что без звона мобильников деловая активность да и сама жизнь как будто замирают, а ведь история сотовой связи в большинстве стран бывшего Союза не насчитывает и 13 лет. За такой короткий срок люди успели оценить достоинства этого плода прогресса, а некоторые так и вовсе стать от него зависимыми…

В Казахстане «золотой телефон» появился в феврале 1994 года: именно тогда в эксплуатацию была запущена сеть «Алтел», работавшая в аналоговом стандарте AMPS. Чуть позже право на предоставление услуг сотовой связи получила корпорация «Толкын» (ныне — ТОО «Мобайл Телеком Сервис»). Как говорится в справочных материалах Агентства по информатизации и связи (АИС), в то время второй оператор не смог составить серьезной конкуренции «Алтелу» — фактическому монополисту на рынке в течение последующих четырех лет. Во многом поэтому, связь в середине 90-х годов прошлого века была действительно золотая: цены на самые примитивные трубки зашкаливали за тысячу долларов, и каждый месяц клиентам приходили счета на не меньшие суммы. Впоследствии АО «Алтел», кстати, дочернее предприятие АО «Казактелеком», хоть и потеряло свою монополию, но не растерялось. Теперь этот оператор владеет торговыми марками Dalacom и PAThWORD и работает в стандарте CDMA-2000.

Однако по-настоящему «мобильная экспансия» началась в 1998 году, когда Правительство продало лицензию на право использования сотовой связи стандарта GSM-900 двум новым компаниям: ТОО «GSM Казахстан ОАО Казактелеком» и «КаР-Тел», заплатившим в казну за «удовольствие» более 150 миллионов долларов. Уже в феврале 1999 казахстанцы могли выбирать между торговыми марками К’Cell и K-Mobile (соответственно), а затем и их младшими карточными братьями — Activ и Excess. Тогда количество абонентов сотовой связи в стране едва превышало 20 тысяч человек, и обе компании в борьбе за народ изобретали все более и более привлекательные тарифные планы. И все же в дальнейшем сто процентов ежегодного прироста клиентов обеспечило в первую очередь увеличение доходов населения…

«Пчела» транзитом из России

Весна 2005 запомнилась жителям крупных городов Казахстана обилием рекламы в желто-черных «пчелиных» красках. На рынок республики пришел новый брэнд Beeline. Второй по числу абонентов оператор сотовой связи России ОАО «Вымпелком» стал стратегическим инвестором ТОО «КаР-Тел», что, как подчеркивают специалисты, имело существенное значение для развития базы «КаР-Тела». В настоящее время им владеет компания «Limnotex», контрольный пакет акций которой принадлежит российскому «Вымпелкому», а миноритарный (50 процентов минус одна акция) — кипрской «Crowell Investments Limited». По сведениям Национальной телекоммуникационной ассоциации (НТА), ОАО «Вымпелком» только в 2006 году вложило 150 миллионов долларов в развитие дочерней структуры в Казахстане. Буквально за полтора года ее абонентская база выросла с одного до 3,4 миллиона человек и практически сравнялась с «GSM Казахстан».

Поиск новых горизонтов — это следствие насыщения российского рынка, где уровень «мобильного» проникновения уже превысил сто процентов, а темпы прироста абонентской базы заметно снизились.

«В России — три основных »сотовых« игрока и множество региональных, независимых друг от друга и работающих на территории определенного субъекта федерации. Сейчас крупные компании постепенно поглощают мелкие, они же активно начинают скупать активы в странах СНГ», — комментирует заместитель председателя АИС Ризат Нуршабеков.

Еще несколько лет назад «МегаФон» «прикупил» оператора в Таджикистане, компания «МТС» начала внедрение на рынки Украины и Беларуси, и сейчас у нее свои интересы в Узбекистане и Туркменистане. ОАО «Вымпелком», помимо казахстанского оператора, недавно приобрело украинский «WellCom» и две узбекские компании.

Казахстанский Beeline завоевывать абонентов принялся сразу, обеспечив посекундную тарификацию с шагом — минимальной продолжительностью соединения, подлежащего к оплате в соответствии с условиями тарифного плана — одна секунда. Он же в качестве альтернативы беспрецедентно снизил стоимость ночных разговоров до одной тенге за минуту по тарифу «Летние ночи» (правда, вскоре цена поднялась до десяти тенге). Как бы там ни было, новая торговая марка переманила определенное количество пользователей Аcтiv — более дорогой карточной системы, где шаг долгое время равнялся половине минуты.

Кто кому конкурент?

По свидетельству экспертов, многочисленные попытки операторов обогнать друг друга, заручиться особой симпатией населения с помощью бонусов и прочих нововведений в целом незначительно повлияли на тарифный баланс.

«Если сравнивать с другими странами, тарифы у нас достаточно высокие. Особенно если посмотреть стоимость трафика при вхождении компании на рынок. Есть, конечно, определенные тарифные планы, но все равно уровень цен остается прежним», — подтверждает Р. Нуршабеков.

Стоимость одной минуты связи в сети казахстанских GSM-компаний составляет от 12 до 30 центов США, в зависимости от тарифного пакета. Следует отметить, что, например, в соседнем Узбекистане плата за те же самые услуги гораздо меньше: по информации УзАСИ, средняя цена минуты разговора по стране на конец 2005 года снизилась до 5,9 цента против 11 в 2001 году…

В ходе совещаний правительства премьер-министр Даниал Ахметов не раз обращал на это внимание: «Самая нелиберализованная отрасль в республике — телекоммуникации. С одной стороны — солидные дивиденды операторов, с другой — огромные тарифы на мобильную связь».

Как считают специалисты Национальной телекоммуникационной ассоциации, пока что на рынке сотовой связи в Казахстане конкуренция не развита, ведь на нем присутствуют всего две GSM-компании и одна, работающая в стандарте CDMA-2000. С точки зрения потребителя это означает, что выбора сотового оператора, который бы устраивал его как с позиций цен, так и качества сервиса, просто нет. В результате «мобильные побратимы» не идут на снижение тарифов и улучшение качества связи даже при наличии финансовых и технических возможностей…

Тем не менее, наличие какого-либо ценового сговора пока официально никто не доказал. Скорее, наоборот, долгое время можно было наблюдать какое-то подобие холодной войны: GSM-операторы не могли договориться даже о свободном хождении SMS-сообщений между своими абонентами.

Руководство ТОО «КаР-Тел» тоже отрицает, что компании аффилиированы, и находит объяснение высоким тарифам.

«На достаточно большой территории (девятое место в мире) в Казахстане проживает всего 15 миллионов человек. Операторы мобильной связи вынуждены вкладывать значительные средства в строительство сети, покрывая, помимо крупных, средних и малых населенных пунктов, автодороги и железные дороги регионального значения. Естественно, такие инвестиции окупаются медленнее, чем в соседних странах, где плотность населения выше. Например, в Украине — 46 миллионов жителей. Соответственно, там прибыль у компаний будет гораздо больше», — говорит генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский.

С этим согласился и независимый анонимный эксперт: «Казахстанские компании просто вынуждены устанавливать высокие тарифы, чтобы окупить свои вложения: они ведь не разовые, а постоянные. И население хочет получать не только услуги голосовой связи, но и мобильный интернет, GPRS и другие. Причем обвинители не учитывают такой факт, что в нашей стране — единая зона покрытия. То есть абонент платит по одной и той же ставке, в какой бы город республики он не звонил. Россия же, к примеру, поделена на семь роуминговых зон, и цены в них существенно разнятся. Ранее в той же соседней стране с абонентов и вовсе взималась плата за входящие звонки».

При этом звонить со стационарного телефона на мобильный можно было свободно, потому что эти звонки оплачивали исключительно владельцы сотовых. Однако с первого июля вступила в силу поправка в закон о связи и принцип «платит звонящий». Федеральная служба по тарифам утвердила расценки: так, например, стоимость исходящего звонка с городского телефона на сотовый в РФ составляет от полутора рублей за одну минуту. Для сравнения: жители Казахстана долгое время платили около 43 тенге — примерно девять российских рублей…

Секунда на вес доллара

Если сотовые операторы и «вынуждены» поддерживать такие тарифы за малым объемом рынка, во что, честно говоря, верится с трудом, то положение на этом самом рынке вынудило Правительство РК год назад инициировать внеплановую проверку ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казактелеком» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. И недаром, поскольку нарушения — и довольно серьезные — обнаружились тут же. В одном из отчетов Комитета по защите конкуренции (КЗК) прозвучало утверждение о том, что уровень рентабельности «одной из компаний сотовой связи» в 2005 году достиг 120 процентов. Beeline смог оправдаться, обнародовав свои, куда более скромные показатели. Но вот K’Cell предпочел молчание.

Кроме того, операторы, стыкуясь между собой, вынуждены были пропускать сигнал через «Казактелеком». Разумеется, посреднические услуги приходилось оплачивать отдельно. Одним из промежуточных результатов проверки КЗК стал договор между «GSM Казахстан» и «КаР-Тел» о прямом присоединении, позволивший, в частности, абонентам K’Cell/Activ и Beeline/K-Mobile напрямую обмениваться SMS-сообщениями. По идее, за счет сэкономленных средств тарифы сразу должны были снизиться. Но этого не произошло. А по прошествии полугода стало ясно, что и не произойдет. За комментариями корреспондент «КП» обратился непосредственно к операторам, а точнее к тому, чьим акционером является бывший посредник. Но в «GSM Казахстан» на этот и ряд других серьезных вопросов, заданных корреспондентом «Казправды», пока не ответили.

А вот что сообщили автору этих строк в приватной беседе: «Когда в апреле было введено прямое подключение между операторами, подразумевалось, что оплата, предназначенная за услуги акционерного общества «Казактелеком», просто исчезнет. Но K’Cell поступил следующим образом: посреднические 15 центов были включены в стоимость их услуг. Соответственно, конкуренты не могли работать себе в убыток и тоже подняли цену…».

В общем, надежды чиновников не оправдались за хитростью бизнеса. Тогда в АИС озадачились необходимостью повсеместного внедрения посекундной тарификации: ведь не секрет, что минутный биллинг в свое время приносил операторам миллионы за не оказанные на самом деле услуги. По информации Национальной телекоммуникационной ассоциации, с первого июня 2006 года, согласно совместному приказу Агентства по регулированию естественных монополий, АИС и КЗК, все операторы сотовой связи должны были обеспечить посекундную тарификацию сотовых соединений внутри сети с шагом тарификации не более десяти секунд. Этим же приказом компании обязали «перейти на посекундную тарификацию трафика между взаимодействующими сетями телекоммуникаций операторов фиксированной и сотовой связи, сотовой и сотовой связи, с шагом тарификации не более десяти секунд, за исключением международного телефонного трафика». АО «Казактелеком» с первого ноября 2006 года также перешел на десятисекундный биллинг телефонных соединений на сети операторов «GSM Казахстан», «Алтел» и «КаP-Тел». Благодаря этому звонки с городского телефона на сотовый должны стать гораздо дешевле.

В АИСе объяснили выбор десятисекундного шага «техническими возможностями сетей операторов связи», в дальнейшем же будет осуществляться постепенный переход на шаг — одна секунда. Но если вспомнить, что ТОО «КаР-Тел» ввело посекундную тарификацию еще в апреле 2005 года (то есть с момента выхода брэнда Beeline на казахстанский рынок), а в октябре года текущего внедрило новый тарифный план «Проще говоря» с шагом — одна секунда — для звонков как внутри сети, так и на номера других операторов, возникает вопрос: почему «GSM Казахстан» не делает то же самое? Неужели у самого крупного оператора страны не хватает «технических возможностей»? Но он также пока остался без официального комментария. Было бы странно, если бы оборудование компании не позволяло уменьшить «шаг», скорее всего, это маркетинговая политика, предполагают эксперты.

Монополист есть доминанта

По мнению руководителя научно-исследовательского центра НТА Евгения Малишевского, сегодняшняя ситуация на рынке диктуется и будет диктоваться монопольным положением «Казахтелекома», который владеет 49 процентами уставного капитала «GSM Казахстан», всем «Aлтелом» и ста процентами акций ТОО «Мобайл Телеком Сервис» — третьего GSM-оператора, чье появление планируется этой зимой… Точку зрения уважаемого специалиста разделяют и другие эксперты. Куда же в таком случае смотрит антимонопольный орган — Комитет по защите конкуренции МИиТ РК? Соответствующее письмо с просьбой прокомментировать ситуацию в сфере тарифообразования и рассказать об окончательных результатах проверки крупнейшего оператора корреспондент «Казправды» направил в КЗК почти месяц назад. Однако председатель комитета Алиакпар Матишев приглашение на интервью по непонятным причинам проигнорировал до сегодняшнего дня, вопреки требованиям Закона РК «О СМИ», не представив в редакцию общенациональной газеты и письменного ответа.

Как считают отдельные чиновники, снизить стоимость мобильной связи при текущем положении дел и явном неуспехе прошлых попыток можно только с помощью вмешательства государства. Во властных кругах давно муссируется идея о необходимости включения операторов сотовой связи, доминирующих на рынке и захвативших более 70 процентов, в Государственный регистр субъектов естественных монополий. Разумеется, сами операторы категорически против признания их монополистами и установления тарифов сверху. Они ссылаются на законодательство и условия полученных лицензий. Руководство тарифного регулятора АРЕМ тоже не раз подчеркивало, что услуги по присоединению и пропуску трафика между операторами сотовой связи не могут относиться к сфере естественных монополий, ведь рынок по определению является конкурентным, а тарифы — коммерческими и, соответственно, госрегулированию не подлежат.

Однако в мировой практике уже есть прецеденты властного вмешательства в рынок. Этим летом Еврокомиссия разрешила ARCEP (организации, регулирующей деятельность сотовых операторов Франции) зафиксировать цену на SMS-сообщения. И это лишь одна из мер, которые собирается предпринять еврокомиссар по информационному обществу и СМИ для уменьшения стоимости сотовой связи на территории стран, входящих в состав Евросоюза. Кто знает, может пример окажется заразительным?

Лошадка темная, но мобильная

Ситуация на рынке в последующие годы во многом будет зависеть от политики альтернативного оператора стандарта GSM, созданного на базе ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (ранее казахстанский MTS работал с аналоговым стандартом в Алматы под брэндом «Жаршы»). Сейчас же идет установка нового оборудования, а к концу года начнут подключаться первые абоненты.

Руководство «Казактелекома» пока не разглашает планы своего нового сотового детища с красивым DEF-кодом — 707 (по договору с Россией Казахстан передает соседям коды, начинающиеся на «тройку» и получает префиксы на «семь»). Однако, как озвучил на недавней пресс-конференции в Астане директор-руководитель группы по АО «Казактелеком» холдинга «Самрук» Бейбит Ахабаев, третий оператор с торговой маркой NeoTelecom намерен следовать счастливому числу и уже к концу 2007 года планирует привлечь не менее семисот тысяч абонентов. Пополняться клиентская база, судя по заявлениям, станет весьма быстро: при успешной реализации проекта полный охват территории республики услугами MTS предполагается завершить в 2011 году, к тому времени абонентская база достигнет 2,3–2,4 миллиона абонентов с общей долей рынка в 22–25 процентов.

Евгений Малишевский утверждает, что для достижения поставленной цели новый оператор должен сыграть на снижении тарифов за счет меньших расходов по пропуску трафика по сети АО «Казактелеком». В частности, MTS сможет предложить своим клиентам совместные пакеты услуг сотовой и фиксированной связи по выгодным ценам. «Старожилы» рынка, в свою очередь, будут вынуждены не отставать, дабы не потерять своих абонентов и доходы. Таким образом, внедрение третьего оператора стандарта GSM-900 существенно повлияет на тарифную политику сотовых компаний.

«Опыт различных стран показывает, что выход третьего оператора на рынок мобильной связи как бы подогревает его, — подтвердил генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский. — При обострении конкуренции выигрывает в первую очередь абонент, так как операторы вынуждены более активно привлекать клиентов новыми предложениями и повышать уровень сервиса».

Прогнозы ряда независимых экспертов, которые принимают во внимание и то, что корни «GSM Казахстан» и новой компании, так сказать, произрастают из одной монополии, не столь радужны. Судите сами: темп роста одного из самых доходных сегментов рынка — сотовой связи в этом году превысил 60 процентов, причем таких нескромных показателей операторы достигли без существенного снижения тарифов, пользуясь общим экономическим ростом в государстве. И где гарантия, что третий конек в сотовой упряжке свернет с проторенной дороги, а набор услуг MTS будет действительно отличаться от предложений конкурентов? Если, конечно, «Казактелеком» не вознамерился покорить мобильное пространство доселе небывалой дешевизной.

Алло, вас не слышно!

Пока же чиновники и операторы разбираются с тарифами, у пользователей мобильных услуг остается еще один нерешенный вопрос — их качество. В свое время компании столкнулись с одинаковой проблемой: число абонентов увеличивалось так стремительно, что за ним не поспевали обслуживающие сети. В Правилах оказания услуг сотовой связи, утвержденных приказом председателя Агентства РК по информатизации и связи от 2 августа 2005 года, четко сказано, что сеть, обеспечивающая установление исходящих и входящих соединений между абонентами различных категорий сетей телекоммуникаций, «должна соответствовать по качеству действующим в республике стандартам, техническим нормам и полученным сертификатам».

«К сожалению, в погоне за клиентами операторы нарушают действующие правила в отношении качества услуг, поскольку количество сбоев в сетях сотовой связи напрямую зависит от числа абонентов в сети. Нарушение требований качества — одна из причин, по которой лицензия на право операторской деятельности может быть отозвана или не выдана. Нарушение заключается в несоответствии качества предоставляемых услуг уровню качества отечественных стандартов, международных требований и других нормативных документов. Казахстанским компаниям необходимо принять активное участие в создании системы добровольной сертификации качества сетей и услуг сотовой связи. Единый стандарт качества, на который бы равнялись операторы, до сих пор не принят», — констатирует руководитель научно-консультационного центра НТА Е. Малишевский.

Заместитель председателя Агентства по информатизации и связи Ризат Нуршабеков согласился, что на сегодняшний день существуют определенные проблемы с качеством сотовой связи. Но в ближайшее время соответствующий государственный стандарт предоставления такого рода услуг будет утвержден и зарегистрирован.

Нельзя не признать, что в отдельных регионах Казахстана благодаря модернизации инфраструктуры операторов качество связи все-таки улучшается: компании проводят большую работу по развитию сетей и расширению зоны покрытия. Но специалисты считают, что без выделения частоты в 1800 МГц, позволяющей снизить нагрузки на базовые станции, здесь никак не обойтись. Нехватка ресурсов ощущается давно, а ведь альтернативный GSM-оператор будет работать в том же частотном диапазоне, что и два существующих… Сейчас вопрос выделения новой частоты «прорабатывается технически», и компании ждут тендера с большой надеждой…

Прогресс будет. Очевидно

Не стоит сбрасывать со счетов и CDMA-операторов. По словам специалистов Национальной телекоммуникационной ассоциации, CDMA-технология имеет свои преимущества при передаче данных, в первую очередь, для сельской местности (за счет большего радиуса действия базовых станций).

«GSM-компаниям еще трудно осуществить стопроцентное покрытие территории, и сейчас далеко не все сельские населенные пункты, райцентры охвачены сотовой связью», — говорит зампредседателя АИС Р. Нуршабеков.

Пока мобильная GSM-«троица» только на пути в отдаленные села, за дело уже взялись две новые компании другого формата. Оператор ТОО «ВостокТелеком», получивший лицензию на фиксированную цифровую радиосвязь стандарта CDMA — 450, несмотря на возникшие трудности с привлечением инвестиций в организацию низкодоходной сельской связи, начнет предоставление своих услуг в декабре 2006 года в населенных пунктах Алматинской области.

«Им будут отрабатываться вопросы предоставления не только голосовой телефонной связи, но и передачи данных и интернет для сельских школ и населения. Эффективное решение проблемы цифрового неравенства сельских территорий возможно путем предоставления в сельские населенные пункты широкополосного интернета, но для этого необходимо расширить, как минимум, в два раза выделенный ТОО «ВостокТелеком» частотный диапазон, что также будет способствовать привлечению инвестиций в развитие сельской связи», — говорит эксперт НТА Е. Малишевский.

Вскоре за дело должна взяться и совместная Казахстано-китайско-российская телекоммуникационная компания «КазНурТел», которая обязалась обеспечить сотовой связью 800 сельских пунктов с населением более 50 тысяч человек…

С расширением частотного диапазона возникает еще один закономерный вопрос: быть ли в Казахстане четвертому GSM-оператору?

«Количество операторов сотовой связи стандарта GSM, отвечающее требованиям казахстанской экономики, определяется созданием конкурентной среды в этом сегменте рынка и размером частотного ресурса, выделенного под данный стандарт.

Число лицензий, выдаваемых на оказание услуг связи с использованием оборудования стандарта GSM (в диапазонах 880-915/925-960 МГц и 1710-1785/1805-1880 МГц), в большинстве европейских стран не превышает трех», — комментирует руководитель научно-консультационного центра НТА.

«На мой взгляд, три оператора, работающие в стандарте GSM, оптимальны для казахстанского рынка. Опыт развития сотовой связи в России, где есть три крупных игрока, это подтверждает, — согласился генеральный директор «КаР-Тела» Дмитрий Кромский. — На мой взгляд, нас ожидают еще полтора-два года активного роста рынка мобильной связи в республике, после чего он должен замедлиться, и операторы станут уделять больше внимания укреплению лояльности абонентской базы. Думаю, что абонентам следует ожидать новых интересных тарифных предложений, удобных и полезных услуг на базе новых технологий, а также уверенной зоны приема практически по всему Казахстану».

Напомним, что процент проникновения сотовой связи в РК сейчас равняется 46, в абсолютном выражении — около семи миллионов человек. Если опираться на российские показатели роста, то в ближайшие два года абонентами мобильных компаний станут еще три-четыре миллиона казахстанцев. Борьба за клиентов активизируется, и, в конечном счете, все будет зависеть от самих операторов: от их грамотной маркетинговой политики, высокого уровня сервиса, широты зоны охвата сети, спектра и качества предоставляемых услуг. Компанию, которая будет соответствовать требованиям времени, и выберет клиент.

Комментарии