Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Банк на связи

О развитии услуг интернет-банкинга в Казахстане.

2 декабря 2009 16:18, Елена Дмитриева, Бизнес & Власть
Рубрики: Интернет

Погашать кредит через интернет и экономить время — такую возможность дает клиентам онлайн-банкинг. Эксперты отмечают, что воспользоваться этой услугой казахстанцам мешает элементарная неграмотность.

Через 10 лет крупнейшие мировые банки закроют небольшие офисы и переведут часть операций в системы онлайн-банкинга, прогнозирует американская компания Tower Group. Пик переходов клиентов должен произойти примерно к 2019 году. Свои оптимистичные взгляды компания связывает с ростом количества интернет-клиентов банка — в мире их количество ежегодно увеличивается примерно на 20%.

По мнению казахстанских банкиров, популярность онлайн-банкинга связана с облегчением процедуры оплаты коммунальных услуг и услуг операторов связи. А также погашение кредита и перевод средств со своих счетов на любые счета — как свои, так и счета, принадлежащие другим клиентам и организациям, отмечает начальник управления перспективных технологий Народного банка Тимур Имамбаев.

«Что касается погашения кредита, — продолжает г-н Имамбаев, — по сути — это обычный перевод средств с одного счета клиента на другой, и пользователь интернет-банкинга может, не выходя из офиса, гасить долг. Открытие депозита в онлайн пока невозможно — нужна живая подпись клиента».

Еще одна возможность — оплата покупок в виртуальных магазинах. Однако, несмотря на имеющиеся преимущества, говорит собеседник, большого распространения этот вид услуг в Казахстане пока не получил.

В свою очередь начальник отдела продаж интернет-магазина flip.kz Марина Михель заявила, что средний процент заказов, которые клиенты оплачивают с помощью банковских карт, составляет 5%. «Количество клиентов, пользующихся картами для оплаты в нашем интернет-магазине, постепенно увеличивается. Значительное увеличение пользователей, использующих названный метод оплаты, произойдет в случае активного информирования самими финорганизациями населения о преимуществах интернет-банкинга», — считает она.

Для подключения к онлайн-банкингу необходимо просто иметь счет в банке, добавил г-н Имамбаев, средством доступа к счету служит карточка. Пользователь заходит в систему через браузер — нет необходимости устанавливать клиентскую часть программного обеспечения. В целях обеспечения безопасности при проведении платежей и просмотре информации по счетам обмен данными ведется по защищенному протоколу. В новой версии интернет-банкинга, которую Народный банк вводит в промышленную эксплуатацию, присутствует опция, позволяющая получать sms-уведомления как о самом входе в систему под учетной записью клиента, так и обо всех операциях, проводимых по счетам клиента, отметил г-н Имамбаев.

Сегодня операции через интернет-банкинг в Казахстане занимают не более 30% от розничного сектора банковских услуг, говорит менеджер проекта по внедрению дистанционного банковского обслуживания Альянс Банка Станислав Сяткин. «Ограничительным фактором является неготовность клиентов и недоразвитость инфраструктуры в регионах, а также развитая культура использования наличных денег. Тем не менее, радует тенденция — число и активность клиентов, потребляющих банковский сервис дистанционно, растут», — отмечает он.

Вполне вероятно, что через 10 лет банки переведут часть операций в системы онлайн-банкинга, соглашается с зарубежными аналитиками г-н Сяткин. Во-первых, содержание открытых офисов и отделений составляет почти половину в статье расходов банка.

Во-вторых, финансовый кризис заставил банкиров пересмотреть стоимость денег и в целях сохранения доходности заняться оптимизацией расходов. По его мнению, названный отрезок времени — это срок взросления нового поколения, воспитывающегося в высокотехнологичной среде, которое и является самым активным потребителем дистанционного банковского сервиса.

Г-н Имамбаев в свою очередь считает, что традиционное банковское обслуживание будет востребовано довольно долго, однако все больше и больше казахстанцев начинают пользоваться различными услугами в интернете, в том числе и услугами банковского характера.

Если же говорить в целом о каналах дистанционного банковского обслуживания, то их три, заметил представитель Народного банка. Это интернет-банкинг для физических лиц, интернет-банкинг (или, как его еще называют, банк-клиент) для юридических лиц и мобильный банкинг. «Мобильный банкинг — это сравнительно новая услуга, впервые с ней на рынок вышел именно Народный банк в 2005 году. Сегодня самой востребованной услугой по этому каналу дистанционного обслуживания является получение уведомлений об операциях, проводимых по счетам клиентов, с использованием пластиковых карт (по состоянию на 1 декабря 2009 года держателями пластиковых карт Народного банка является 2761000 человек). Кроме получения sms-уведомлений мобильный банкинг дает возможность проведения активных операций — платежей посредством мобильного телефона. По состоянию на 1 декабря 2009 года к данной услуге от Народного банка подключилось 323000 клиентов», — заключил г-н Имамбаев.

Комментарии