Следите за новостями

Кликни кабмин мышкой

О развитии и ходе реализации программы электронного правительства в Казахстане.

3 ноября 2009 17:11, Жан Кожамкулов, Экспресс-К
Рубрики: Общество

Готовясь к написанию данного материала, автор этих строк начал с того, что посетил сайт электронного правительства РК. Так вышло, что до этого такой надобности почему-то не возникало. То, что я там обнаружил, превзошло все ожидания. Хорошие ожидания.

На сайте с хорошо оформленным и очень удобным интерфейсом можно найти массу не только необходимых, но и просто интересных вещей. Здесь есть самая свежая и подробная информация, касающаяся рынка труда, образования, культуры и спорта нашей страны, законы, указы, кодексы, постановления и прочие нормативные правовые акты Казахстана. Здесь оказываются услуги гражданам, проводятся интернет-конференции с членами правительства…

Это свидетельствует о том, что кабмин за последнее время в данном направлении провел большую и квалифицированную работу. И это неудивительно, ведь создание электронного правительства является одним из приоритетов государства. Почему? Потому что электронное правительство — это механизм функционирования непосредственно самого кабмина и местных органов власти, базирующийся на широком применении информационных технологий с использованием объединенных информресурсов госорганов и максимально ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям. Еще в 2007 году в своем послании народу «Новый Казахстан в новом мире» глава государства говорил: «Мы сформулировали и начали работу над нашим общеказахстанским проектом. Это ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена. И необходимое условие для этого — выход казахстанских товаров и услуг на качественный уровень передовых международных стандартов».

С тех пор слова президента обретают свое материальное воплощение. На сегодняшний день в стране создана базовая IT-инфраструктура электронного правительства: функционируют эталонные базы данных «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости», запущена единая точка доступа к электронным услугам — веб-портал электронного правительства, разработан механизм интеграции государственных информсистем, реализован механизм оплаты за госуслуги посредством платежного шлюза электронного правительства, обеспечивается применение электронных цифровых подписей, а также внедрена единая система электронного документооборота госорганов.

Основные цели и задачи электронного правительства — повышение открытости и прозрачности деятельности власти, снижение уровня бюрократии при обращении граждан и бизнес-структур к правительственным услугам, обеспечение необходимого уровня общественного контроля над деятельностью госорганов и организаций, становление демократии и институтов гражданского общества, обеспечение гражданских свобод. Все это сейчас осуществляется у нас в полной мере.

В соответствии с мировой практикой формирование инфраструктуры электронного правительства осуществляется в три этапа. Первый — информационный: публикация и распространение информации. Второй — интерактивный: интерактивное взаимодействие путем реализации услуг, требующих реагирования госслужащих. Третий — транзакционный: взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций, требующих подтверждения личности пользователя. В рамках программы формирования инфраструктуры электронного правительства с 2005 по 2007 год Казахстан прошел первый информационный этап, результатом которого является 100-процентное оказание информационных услуг через веб-портал электронного правительства и порталы госорганов. В настоящее время наша страна находится на стадии перехода от второго этапа интерактивного к третьему — транзакционному. В этом вопросе мы опираемся на опыт Сингапура. Но есть одно коренное отличие — Сингапуру на развитие информационных технологий понадобилось порядка 30 лет.

На сегодняшний день в среднем населению и бизнесу через казахстанский портал электронного правительства оказывается 41 услуга, а до конца этого года их количество будет доведено до 54. В данный перечень входят выдача справки об отсутствии либо наличии судимости, о назначении пособия по рождению ребенка и по уходу за ним, выдача документа, подтверждающего группу инвалидности, проверка транспортных средств на предмет наличия в списке разыскиваемых. Причем статистика показывает, что количество пользователей веб-портала повышается с каждым месяцем в среднем на 10 процентов: если в январе этого года было зафиксировано 47182 посещения, то в сентябре — уже 104752.

Но, как показывает практика, впереди еще большие перспективы. На днях Карим Масимов выступил на четвертой международной конференции «Инициативы электронного правительства-2009», где поставил задачу по развитию сферы информационного обеспечения и конкуренции, а также удешевления интернета. «Мы должны выйти на уровень показателей развитых стран в этом направлении, — сказал премьер-министр. — Если промышленная индустрия — достаточно сложное дело, то именно в развитии информационного сообщества мы можем сделать колоссальный рывок».

Кроме того, он дал ряд поручений Министерству обороны и Агентству РК по информатизации и связи. Перед АИС поставлена задача — перевод военных частот в гражданский оборот и развитие сектора 3G. «Я думаю, что у нас степень готовности достаточно высокая, — сказал Карим Масимов, — и до конца года этот вопрос с Министерством обороны и АИС должен быть решен». 3G — это технологии мобильной связи «третьего поколения», набор услуг, которые объединяют как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети интернет, так и технологию радиосвязи, которая создает канал передачи данных.

Также в Казахстане с 13 августа 2010 года будет введен индивидуальный идентификационный номер для физических лиц, а регистрационный номер налогоплательщика (РНН), социальный индивидуальный код (СИК) и другие коды, используемые в различных информационных системах госорганов и ведомств, в соответствии с законом РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» признаются недействительными. Таким образом, в дальнейшем во всех госорганах и ведомствах будет применяться единый «ключ» — индивидуальный идентификационный номер (ИИН) для физических лиц. ИИН является уникальным и присваивается один раз при регистрации новорожденного в органах загса либо при первичной выдаче документа, удостоверяющего личность.

В четвертом квартале этого года планируется запустить механизм оплаты за госуслуги, в том числе и налоги, посредством платежного шлюза электронного правительства при взаимодействии с кабинетом налогоплательщика Налогового комитета Минфина. Платежный шлюз электронного правительства — это своего рода магазин, позволяющий пользователю делать заказы на госуслуги и, соответственно, оплачивать их посредством платежной карточки. В таких странах с развитой экономикой, как Швеция, Дания, Норвегия, США, Сингапур и другие, оплата госуслуг банковскими магнитными картами через системы интернет-банкинга, «электронной наличности» государственных электронных услуг давно вошла в практику. У нас же подобный проект реализуется впервые.

Как видим, Казахстан на месте не стоит. В ходе четвертой международной конференции «Инициативы электронного правительства-2009» за развитие веб-сайтов был награжден ряд отечественных журналистов. В номинации «За продвижение инноваций» был отмечен казахскоязычный сайт degeneken.kz каталог ссылок Казахстана. Это один из самых первых блогов, созданный на государственном языке в 2008 году общественным объединением «Казак интернет», руководителем которого является Серикказы Кыкыболанов. Уникальность данного проекта заключается в том, что он направлен на развитие национальной литературы, письменной грамотности. Посредством данного проекта популяризуются интернет-ресурсы на государственном языке. Как «Лучший журналист, освещающий реализацию инициатив е-правительства-2009 (печатные СМИ)», отмечена Светлана Антончева, как «Лучший журналист, освещающий реализацию инициатив е-правительства-2009 (телевизионные СМИ)», — Парыз Байтенов. «Лучший общественный деятель в реализации инициатив электронного правительства» — Дмитрий Гусак.

Еще один аспект — законодательное обеспечение электронного правительства. Скажем, в России законодательное обеспечение электронного правительства пока отсутствует. Зато в этом плане представляет интерес опыт США, которые, по оценке ООН, на 2002 год уже имели самое развитое электронное правительство в мире. Как замечают специалисты независимого общественного центра «За технологии и демократию», принятый закон является первым в США актом, формально обязывающим власть использовать интернет для взаимодействия со своими гражданами и компаниями.

Положение Казахстана в сфере информационного обеспечения международными экспертами оценивается сегодня довольно высоко. Старший вице-президент EPAM Systems Анатолий Гавердовский об опыте Казахстана по развитию электронного правительства сказал следующее: «На сегодняшний день это единственная серьезная электронная организация правительства на территории постсоветского пространства. Портал позволяет населению взаимодействовать практически со всеми органами государственной и муниципальной власти. Этого, на мой взгляд, очень сильно не хватает в России».

Комментарии