Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Mainstream нежели техническая новинка

Развитие мобильного банкинга в Казахстане.

15 октября 2009 10:16, Капитал.kz
Рубрики: Рынок, Связь

Мобильный телефон сегодня, наверное, ни для кого не будет в диковинку. Ими пользуются практически все возрастные и социальные категории граждан. Этот предмет стал верным спутником в путешествиях, помощником в трудную минуту, средством оперативного решения неотложных вопросов, игрушкой, календарем, часами.

Современные поставщики GSM-связи всеми способами стараются привлечь максимальное количество абонентов. Кто снижает тарифы, кто делает удобным пополнение счета и предоставляет услуги, о которых конкуренты еще не подозревали и т.д.

Так, несколько лет назад в Казахстане был проанонсирован запуск нового проекта — системы «Мобильный банкинг». В рамках данной системы абоненты сотовой связи K’Cell и Activ получили возможность круглосуточного мониторинга движения средств по банковскому счету с помощью своего мобильного телефона. Сегодня в сети K’Cell услугой «Мобильный Банкинг» могут воспользоваться клиенты уже 9 казахстанских банков.

В настоящее время наиболее широкое распространение в Казахстане получила такая услуга, как SMS-банкинг. Его широкие возможности уже успели оценить как банки, так и их клиенты. Объективно, услуга заключает в себе удобство, простоту и безопасность для получения таких сервисов, как уведомление о совершении транзакции по платежной карте, уведомление о сроке очередного платежа по кредиту, оплата за услуги сотовой связи, быстрое получение информации о балансе платежной карты или текущего счета, а также возможность заблокировать карту при ее утере.

По данным компании Arthur D. Little рынок мобильных платежей по миру значительно вырос. И увеличивается отрасль мобильных платежей во всем мире на 68% ежегодно. Предполагается, что к 2012 году сумма сделок на рынке может достичь $250 млн. Популярность и востребованность мобильных платежей нарастает и в развивающихся странах. В общей доле сделок более 2/3 занимают именно мобильные платежи.

В Казахстане «Мобильный банкинг» пользуется большим спросом, несмотря на то, что на данный момент оказывает пока услуги скорее информативного, нежели платежного характера. «Мы видим постоянное увеличение количества SMS-сообщений, генерируемых как абонентами, так и банками, что говорит о высоком потенциале данной услуги на рынке Казахстана, — комментирует Данияр Омурзаков, директор департамента продаж «GSM Казахстан». — Так, количество SMS-сообщений, переданных банками своим клиентам в сентябре этого года, составило около 1,3 млн. SMS».

Что касается оплаты, то услуга не «бьет» по карману, учитывая, что у каждого казахстанаца есть право выбора, как по цене, так и по разнообразию услуг, которые предлагает банк. В основном тариф за использование SMS-банкинга удерживается один раз в месяц и варьируется в пределах 200–350 тенге.

Так, например, в АО «БТА Банк» ежемесячная абонентская плата за пользование услугой SMS-банкинга составляет 250 тенге, а комиссия за проведение одного платежа составляет 50 тенге. Ежемесячная абонентская плата за пользование услугами «Мобильного банкинга» в случае автоматического информирования SMS-сообщением от Народного Банка о каждой проведенной операции или авторизации по карточному счету составляет 350 тенге. В противном случае клиент платит только за те запросы, которые направил в банк с помощью SMS-сообщения со специальным кодом, Мидлета (пользуются около 7% пользователей) или Апплета.

«Мобильный банкинг уже больше не считается чем-то экстраординарным, а наоборот, является показателем развитости того или иного банка, — отмечают исследователи компании Javelin Strategy & Research. — У потребителей сейчас существует большая потребность контролировать свои расходы в режиме реального времени, чему и способствует мобильный банкинг». По прогнозам специалистов, это полностью поменяет структуру мировой платежной системы в будущем, сообщает портал TelecomWave.

Мировая практика показывает, что «мобильный банкинг» постепенно переходит из разряда технических новинок в «мэйнстрим». Основной движущей силой развития новой платежной услуги признается повсеместное распространение «умных телефонов» или смартфонов, а также различных приложений, помогающих осуществлять мобильные платежи.

Между тем казахстанские эксперты отмечают, несмотря на то, что услуги «мобильного банкинга» сейчас предлагают уже многие банки второго уровня, данной услугой пользуются не более 10% держателей платежных карт в Казахстане. Сдерживающим фактором развития мобильных сервисов в стране является низкий уровень информационной и технологической грамотности пользователей. Более того, большинство потребителей имеют высокотехнологичные мобильные телефоны, но не используют и половины их возможностей. Не стоит забывать и о той консервативной прослойке населения, которая будет больше доверять личным визитам в банк, нежели «переводу» по сотовому телефону.

Но все же время берет свое и рано или поздно технологическое развитие возьмет верх. «Мы считаем, что сегодня электронные платежные системы являются прямым конкурентом обыкновенным почтовым и даже банковским переводам. Мобильные операторы вполне обосновано претендуют на место в этом сегменте, имея опыт управления деньгами и хранения личных данных абонентов», — отмечает Данияр Омурзаков. Данная услуга, по его словам, начнет развиваться с «микробанкинга», то есть с перевода и платежей небольших сумм.

Эксперты компании видят больший потенциал развития «Мобильного Банкинга» особенно в сегменте физических лиц. В настоящее время K’Cell разрабатывает бизнес-модель для внедрения более широкого спектра платежных операций — фактически, абонент получит функционал Банкомата или частично «Интернет Банкинга» у себя в телефоне.

В случае успешных тестов совместно с казахстанскими банками, по заявлению компании, мы можем ожидать появления данного нового продукта на рынке уже в следующем году.

Комментарии