Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

Тунгышбек Батталханов, 2DAY Telecom: рынок проводного интернета растет двузначными цифрами

О том, как развивается фиксированный бизнес группы компаний Beeline в Казахстане, каковы его позиции на рынке и что он может предложить своим абонентам.

16 ноября 2016 15:53, Наргиз Асланова, Profit.kz

2DAY Telecom — универсальный телекоммуникационный оператор, предоставляющий широкий спектр услуг. Его абонентам доступны услуги телефонии, доступ в интернет, услуги передачи данных, телевидения и т.д. Одной из услуг 2DAY Telecom, проекту «Интернет дома», в октябре этого года исполнилось 8 лет. О том, как развивается компания, каковы ее позиции на рынке и что она может предложить своим абонентам, в интервью Profit.kz рассказал Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Тунгышбек, расскажите, пожалуйста, на чем строится ваш бизнес, какие есть подразделения, каковы их функции?

— Группа компаний Beeline в Казахстане представлена двумя направлениями — это мобильный бизнес и фиксированная связь. Мобильный, как вы знаете, представлен ТОО «Кар-Тел», компанией, которая занимает одно из лидирующих положений на рынке мобильной связи, имея почти десятимиллионную абонентскую базу. Есть фиксированный бизнес, который имеет очень хорошие темпы роста год к году. Этот бизнес представлен двумя компаниями — 2DAY Telecom и TNS-Plus. 2DAY Telecom работает на рынке B2C (то есть, на рынке физических лиц и домохозяйств) под торговой маркой «Интернет дома от Beeline», и на рынке корпоративных клиентов B2B под торговой маркой «Beeline Business». И TNS-Plus — одна из первых телекоммуникационных компаний на рынке Казахстана, которой более 20 лет. Эта компания работает на операторском рынке, причем не только в Казахстане, но и является лидером в Центральной Азии.

— Какую долю рынка компании занимают сейчас и к каким показателям вы стремитесь?

— Если говорить о рынке ШПД, то наша доля сейчас около 20% и она постоянно растет. Основной наш конкурент — национальный оператор Казахтелеком, который работает на рынке АDSL и FTTH технологий. На сегодня мы имеем порядка 500 тысяч абонентов по технологии FTTB.

На рынке B2B наша доля ниже 10%, мы не были активно представлены в регионах. Но сейчас активно работаем с подразделением мобильного бизнеса Beeline, у нас идут активные кросс-продажи и продажи конвергентных продуктов. И у нас очень серьезные корпоративные клиенты — почти все банки пользуются нашими услугами и мы хорошо представлены в нефтегазовом секторе. По независимым исследованиям NPS (Net Promoter Score) в третьем квартале 2/3 клиентов крупного бизнеса лояльны к нам и рекомендуют нас как оператора услуг фиксированной связи.

Что касается операторского рынка, то я считаю, что наша доля близка к 40%. Мы активно работаем со всеми операторами не только в Казахстане, но и в Центральной Азии и в Российской Федерации, включая и организацию транзита Китай-Европа. Хочу отметить, что мы были первой компанией в 2013 году, которая обеспечила транзит трафика емкостью 10 Гб из Китая в Россию через Казахстан.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Расскажите подробнее о вашей оптоволоконной сети — ведь она одна из самых развитых в Казахстане.

— Раньше монопольное положение на этом рынке занимал Казахтелеком, что сопровождалось высокими тарифами на аренду междугородних каналов. Наша первая собственная ветка, если мне не изменяет память, была запущена в 2008 году, это была ветка Алматы-Шымкент, мы ее построили, запустили каналы и быстро окупили кейс, что позволило нам уйти от монополии Казахтелекома. Получив компетенции, мы перенесли этот опыт строительства на весь Казахстан. Сегодня у нас более 13 тысяч километров оптоволоконных сетей, более 10 международных переходов, что обеспечивает нам резервирование каналов связи. И, наконец, все ведущие игроки региона, в том числе компании из Китая и России — это наши партнеры. Мы обеспечиваем транзит голосового трафика, интернета, наращивая возможности для клиентов.

— Несколько лет назад шли активные дебаты о присоединении операторов к центру обмена трафиком. Какова сейчас ситуация в этом вопросе с точки зрения вашей компании?

— Компании группы Beeline Казахстан — это единственные компании, которые до сих пор не являлись участниками пирингового центра, который патронируется Казахтелекомом. В этом году был создан государственный пиринговый центр, в который мы вошли. Надеюсь, что до конца этого года к нему присоединятся и анонсируют свои сети все операторы, и тогда у «Beeline Казахстан» будет доступ во все сети интернет-ресурсов Казахстана.

— Что это даст вашим абонентам?

— Во-первых, это очень критично для государства и электронного правительства, потому что была «петля» через соседнее государство, возникали и вопросы национальной безопасности. А теперь наши абоненты подключаются к сайту электронного правительства Казахстана напрямую. Ну, и доступ к хост-ресурсам на территории Казахстана положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Проекту «Интернет дома» исполняется 8 лет. С какими результатами компания подошла к этой дате?

— В свое время работала компания «СА-Телком», которая была представлена торговой маркой Golden Telecom. В 2008 году эта компания реализовала пилотный проект — около 200 домов были подключенных к интернету. Это положило начало для внедрения технологии FTTB в Казахстане. Позже Golden Telecom стала частью компании «Вымпелком», но активный ролаут начался в 2009 году, и я был участником этого процесса, занимая должность генерального директора «СА-Телком».

Осенью 2009 года проект стартовал в спальных районах западной части Алматы. Это был грандиозный успех, я считаю, что это была веха на нашем рынке интернет и в целом в отрасли телекоммуникаций. Почему? Мы пришли на рынок с такими скоростями, которые на тот момент не укладывались в головах потребителей — мы пришли с «волокном» в дом, мы подняли скорости до 100 Мбит/с. В то время казахстанцы жили в концепции ADSL, которая давала скорости максимум несколько мегабит. Это был технологический прорыв — мы предложили интернет доступнее, качественнее. Фактически это был первый этап цифоровизации общества и мы шли в то время одновременно с ведущими странами мира по развитию технологии. Несколько лет мы были монополистами в данной технологии. Благодаря нам Казахтелеком обосновал необходимость развития аналогичной сети и в итоге реализовал проект ID net по всей территории Казахстана. Но от этого выиграл потребитель — интернет стал дешевле и доступнее. Хочу отметить, что если бы мы не зашли с этой технологией, маловероятно, что это сделал бы «Казахтелеком», и мы бы жили с ADSL. Сейчас интернет в Казахстане — один из самых дешевых в мире.

— Как бы вы оценили проделанную работу? Какие у вас показатели по абонентам, по трафику?

— Как у любого проекта, у нас были разные периоды — рост, стабилизация и даже некоторое падение. В 2016 году у нас есть рост, в выручке мы растем год к году примерно на 16%, абонентская база прирастает каждый месяц на несколько тысяч. У нас хорошие перспективы и на последующие периоды.

Также хочу отметить, что мы стали предлагать агрессивные тарифы — мы запустили линейку тарифов «Навсегда», это очень привлекательный тариф. Запустили проект BeeTV — впервые в Казахстане запущен проект OTT TV для абонентов ШПД, это не IP TV, это очень продвинутый сервис. Кроме того, мы запустили конвергентные услуги. И это впервые в Казахстане.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Как вы планируете развивать услугу «Интернет дома», в том числе в регионах?

— Мы сейчас присутствуем во всех крупных городах — более 30 населенных пунктов. Мы наращиваем наше проникновение в существующих городах, большую часть жилых массивов мы охватили. Рассматриваем кейсы по запуску новых городов. По факту сейчас мы присутствуем в городах с населением свыше 50 тысяч, последним был Лисаковск, мы запускаем услугу там, где у нас есть магистральная инфраструктура TNS-Plus.

— А если говорить о доле рынка?

           — Сейчас мы оцениваем ее около 20% рынка фиксированного ШПД.

— А как бы вы в целом оценили рынок проводного интернета в Казахстане?

— Сейчас этот рынок растет двузначными цифрами год к году, но в 2015 году у нас была большая конкуренция и с мобильными сотовыми операторами за рынок домохозяйств. В то же время, как я понимаю, когда у мобильных операторов сети из-за роста трафика перегрузились, они отменили безлимитные тарифы на мобильный интернет, у операторов фиксированного интернет опять пошел рост. Запуск LTE пока не изменил ситуацию у нас на рынке, но все-таки LTE — это потенциальная угроза для фиксированных интернет-провайдеров. Я думаю, сотовые операторы, учитывая ошибки прошлого, не будут резко опускать рынок мобильного интернета через LTE-сети, все-таки во всем мире это дорогая премиум-услуга. Впрочем, у нас несколько другая специфика пользования — дома удобнее работать с фиксированным интернетом, — волокно есть волокно: нет постоянных сбоев, «мертвых» зон. Также многие операторы кабельного ТВ уходят в интернет — и это тоже угроза. Но мы готовы к этому, ведь у нас есть BeeTV и мы заходим в свою очередь на их рынок телевидения и весьма успешно. Рынок проводного интернета имеет большое будущее и еще не раз о себе заявит, я уверен в этом.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Вы упомянули операторов кабельного ТВ, но они, насколько я знаю, покупают трафик у магистральных операторов...

— Это правда, мы работаем со всеми операторами связи. Но так сложилось, что мы являемся основным провайдером для сотовых операторов, как в Казахстане так и в Средней Азии.

— Каких новшеств ожидать вашим абонентам?

— Основной драйвер нашего роста — это конвергентные услуги. Мы будем расширять спектр услуг. Мы делаем пилотные проекты в M2M и планируем развиваться в этом направлении. Нельзя сказать, что это большие доходы, но это интересно. Мы отказались от развития фиксированной телефонии на рынке В2С и, как вы знаете, мы заменили это на пакеты голосовой сотовой связи. Мы, наверное, единственный универсальный оператор в Казахстане, и мы будем активно использовать это преимущество. Ведь абоненты конвергентных услуг, как показывает мировая практика, обладают очень высокой лояльностью к оператору, среди них самый низкий отток.

Тунгышбек Батталханов, генеральный директор 2DAY Telecom и компании TNS-Plus

— Ваше присутствие на различных рынках позволяет говорить о том, что компания становится крупным универсальным телеком-игроком...

— Все верно, как говорил г-н Комаров, стратегия «Вымпелкома» — это диверсификация, уход в финансовые услуги, в контент, в BeeTV и т.д. По сути — в новые точки роста. Акционеры «Кар-Тел» полностью выкупили долю 2Day Telecom и группа «Вымпелком» активно двигается к построению универсального оператора в Казахстане.