Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Александр Григорьев, Beeline: почти 100 тыс. наших абонентов оценили преимущества 4G

Потребление контента посредством мобильного интернета растет изо дня в день, что стимулирует операторов связи к развитию и усовершенствованию своих технологий.

15 сентября 2016 15:30, Татьяна Киселева, Profit.kz

Реалии нашего времени таковы, что потребление контента посредством мобильного интернета растет изо дня в день. Эта тенденция стимулирует операторов связи к развитию и усовершенствованию своих технологий. Не так давно Beeline начал разворачивать сети LTE в Казахстане, что, несомненно, стало значимым шагом в развитии мобильного интернета в стране. И хотя с тех пор прошло совсем немного времени, первые «плоды» запуск 4G уже принес. Об этом мы и говорим с главным операционным директором «Beeline Казахстан» Александром Григорьевым.

Александр Григорьев, Beeline

— Александр, в недавнем интервью Profit.kz ваш коллега, Александр Комаров, главный исполнительный директор Beeline в Казахстане, отметил, что развитие 4G является на сегодняшний день главным приоритетом в работе компании. Сеть уже запущена в ряде городов. Когда планируется осуществить полное развертывание сети LTE в Казахстане?

— Как и сети 2G и 3G, которыми мы занимаемся вот уже много лет, сеть 4G мы будем развивать не один, два или три года — это длительный процесс. Начинаем мы с более крупных городов, а затем переходим в более мелкие населенные пункты. Как показывает практика, в том числе и на примере развертывания сетей третьего поколения, очень часто мобильный интернет востребован, как раз, в небольших городах, где проводных интернет-провайдеров либо нет вообще, либо их присутствие там минимально, что не позволяет охватить весь населенный пункт. Поэтому пока мы точно не можем сказать, когда будет окончательно завершено развертывание 4G. Эта работа нацелена на долгую перспективу. Если же, все-таки, конкретизировать тот объем, которого мы хотим достичь в рамках текущего года, то, могу сказать, что мы планируем охватить сетью четвертого поколения 30% населения страны. На наш взгляд, это очень сильный рывок: мы фактически с нуля охватим сетью нового стандарта практически треть населения РК.

— Почему старт 4G в Алматы, одном из главных городов страны, осуществляется лишь спустя несколько месяцев после республиканского запуска?

— Как мы знаем, Алматы — самый крупный город, поэтому и развертывание сети, с точки зрения масштабов и количества устанавливаемых базовых станций, требует чуть больше времени. Мы запускаем сеть 4G этапами, по мере готовности.

— Можете ли сказать, сколько базовых станций в вашей сети уже поддерживают 4G?

— На сегодняшний день их уже несколько сотен по всей стране. До конца года их будет больше в разы, с учетом запуска во всех крупных городах.

— Наверняка уже можно говорить о первых результатах работы 4G. Как повлияло внедрение 4G на поведение пользователей, их предпочтения?

— Те, кто начал пользоваться сетями LTE, уже никогда от этого не откажутся, потому что и качество, и сервис находятся на совершенно новом, высоком уровне. Разница особенно чувствуется при использовании сервисов тяжелого контента, например, при просмотре видеороликов. В сети 4G на смартфоне они быстро загружаются в высоком качестве и проигрываются без всяких задержек. Также возрастает качество использования видеозвонков через различные сервисы, будь то Skype или Viber: обеспечивается непревзойденное качество «картинки» и голоса. Скачок при переходе с сетей третьего поколения на четвертое можно сравнить с переходом, в свое время, с 2G на 3G — разница также ощутима!

Если же брать в расчет массовое восприятие внедрения 3G и 4G — между ними все же есть отличия. Ведь когда мы запускали сеть 3G, на тот момент уже было достаточное количество абонентских терминалов с поддержкой этих сетей. И поэтому количество абонентов, имеющих возможность «прикоснуться» к новому стандарту, было намного больше, чем сейчас. Проникновение телефонов с поддержкой 4G, к сожалению, пока не так велико. Оно исчисляется примерно 10%, при этом, в некоторых регионах эта цифра больше, в некоторых — чуть меньше (в зависимости от экономического развития). Исходя из этого, напрашивается вывод: чтобы пользоваться новым стандартом связи, многим абонентам придется поменять, в том числе, и свой телефон. Отчасти это произойдет эволюционно: мы планируем ввести в продажу бюджетные LTE-устройства, которые будут драйвером роста количества абонентов данной сети.

Александр Григорьев, Beeline

— Насколько, по вашим прогнозам, вырастет потребление трафика в ближайший год?

— Мы уже на протяжении двух лет видим двукратную динамику роста трафика. И очевидно, что рост его в большей степени происходит в сетях третьего поколения. А растет трафик в связи с тем, что контент становится более качественным и его становится больше. Кроме того, присутствующая конкуренция на рынке повлияла на увеличение его объемов в интернет-пакетах. Это тоже стимулировало потребление, поскольку делало услугу более доступной.

Пока абонентов в сети LTE не так много, и нельзя сказать, что они как-то сильно влияют на общую картину. Но если сравнить среднестатистический портрет LTE-абонента и абонента сети 3G, то можно сказать, что потребление трафика LTE-абонентом увеличивается примерно в два раза.

— Как запуск 4G влияет на вашу бизнес-модель?

— Если речь идет о тарифных планах и о том, собираемся ли мы, исходя из этого, менять тарификацию, то могу отметить, что запуск 4G на тарифы никак не повлиял. Какой-то отдельной цены за доступ к сетям 4G не существует: все те же самые тарифы, на тех же условиях. Поэтому, если ваш смартфон и SIM-карта поддерживают стандарт LTE, то вы просто начинаете пользоваться услугой этого стандарта, ничего не оплачивая дополнительно.

— Какой процент ваших абонентов уже подключился к 4G и как изменится это количество в следующем году, по вашим прогнозам?

— Мы объявили о первом запуске всего лишь в начале июля, в Астане. Прошло чуть больше двух месяцев — а у нас уже 100 тысяч уникальных 4G-пользователей (по состоянию на 15 сентября 2016). В конце 2016 года мы прогнозируем рост до 200 тысяч абонентов. А к концу 2017 количество активных пользователей LTE, по нашим прогнозам, возрастет до 400 тысяч человек.

Мы активно работаем над увеличением абонентской базы. По мере запуска LTE в новых регионах, мы будем информировать пользователей о необходимости замены их 3G SIM-карт на 4G, и это также будет стимулировать рост числа абонентов.

Александр Григорьев, Beeline

— С внедрением 4G как вы видите развитие мобильного рынка в Казахстане? Какие перспективы это открывает пользователям связи?

— Безусловно, внедрение 4G-сетей развивает и саму отрасль, и потребление. Как я уже сказал, это абсолютно новое качество потребления контента. На сегодняшний день многие смартфоны имеют дисплей Full HD, и даже если мы не можем этого разглядеть, ролики воспроизводятся в таком же качестве, как и дома на большом телевизоре. Возрастает количество таких устройств, как планшеты, которые позволяют потреблять более тяжелый и качественный контент. Также в сетях 4G заметно меньше задержка передачи данных, что означает новый уровень для различных интерактивных сервисов, начиная с простого общения через интернет, заканчивая онлайн играми.

Что касается цен, сегодня услуги связи находятся на очень доступном уровне. На протяжении многих лет, цены на услуги связи снижались на фоне инфляции и удорожания всего остального. В среднем сегодня мы тратим на мобильную связь около 40 тенге в сутки. При этом телефон всегда с нами, мы пользуемся им много раз в течение дня, звоним, отправляем сообщения, пользуемся доступом к интернету. Попробуйте вспомнить какой-нибудь товар или услугу по такой же цене и который также ценен для вас, как быть на связи. Я не могу привести таких примеров. Даже проезд в общественном транспорте в одну сторону стоит в два раза дороже. Нельзя не принимать во внимание и произошедшую девальвацию, поскольку выручка операторов в тенге, а инвестиции в оборудование — в долларах и оно закупается за рубежом. Таким образом, важно сохранять разумный баланс между доступностью услуг и возможностями развития, будущими инвестициями. Иначе рост потребления, в частности рост дата-трафика, быстро приведет к деградации качества услуг. Мы периодически сравниваем показатели качества между разными странами и надо отметить, что сегодня качество услуг мобильной связи в стране находится на высоком уровне.