Следите за новостями

Электронное здравоохранение Казахстана

Интервью с экспертом рынка е-здравоохранения Виктором Абрамовым, директором по продажам InterSystems International Corporation, о внедрении ИТ-систем для здравоохранения в Казахстане.

30 августа 2009 12:03, Надежда Акулова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

На гребне волны активности компаний в Казахстане по электронному здравоохранению эта тема просто витала в воздухе и напрашивалась сама. Поэтому в одном из очередных рабочих визитов Москва-Алматы состоялась наша встреча с экспертом рынка Виктором Абрамовым, директором по продажам InterSystems International Corporation (американский производитель программного обеспечения).

— В чем, по вашему мнению, заключается концепция построения IT-системы управления здравоохранения регионального и национального масштабов?

— Главным в этом, как нам кажется, должно быть не построение обширных центральных хранилищ данных, куда собирается вся медицинская информация, а создание систем обмена медицинской информацией на базе интеграционных платформ или специализированных систем обмена. При этом вся «первичка» со всеми персонифицированными данными остается в медицинской информационной системе (МИС) лечебно-профилактической организации (ЛПО); центры обмена осуществляют организацию взаимодействия информационных систем и хранят всю необходимую нормативно-справочную информацию (НСИ), а в медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ) и органах государственного управления (ОГУ) функционируют связанные с центрами обмена системы анализа и поддержки принятия решений. И главное: нельзя проводить информатизацию ради информатизации, основой любой IТ-концепции должно стать повышение качества медицинских услуг.

— Опыт каких стран можно было бы взять на вооружение нашей стране?

— Наиболее близок, по моему мнению, опыт Бразилии. Это тоже довольно большое по территории государство с региональным делением, его территория также неравномерно заселена, и там существуют схожие проблемы с качеством связи. В Бразилии строится система управления здравоохранением (на первом этапе создаются региональные системы, а затем — общенациональная), основанные именно на обмене медицинской информацией. Там опережающе, по отношению к построению системы управления для ОГУ, производится широкое внедрение МИС в ЛПО, что, на мой взгляд, и надо делать в Казахстане.

— Насколько зарекомендовали себя региональные и национальные «Электронные медицинские карты» (ЭМК) в России, мире? С какими сложностями может столкнуться Казахстан при внедрении таких программных платформ?

— Зарекомендовали себя замечательно, и в первую очередь они сильно помогают врачам в их повседневной деятельности. Помогают они и пациентам, и администрации ЛПО, и соответствующим должностным лицам в ОГУ.

В Российской Федерации МИС, позволяющие вести полноценные ЭМК, интегрированные с лабораторными информационными системами (ЛИС), с радиологическими и аптечными системами используются только в отдельных ЛПО, относящихся к некоторым наиболее продвинутым корпорациям (Газпром, ЗИЛ, Татнефть), ведомствам (МЧС, МВД) и регионам (ЯНАО, Астраханская область).

Здесь возможны сложности нескольких типов: финансовые, организационные, нормативные, технологические, архитектурные, функциональные, а также ошибки при разработке кода, внедрении системы, ее сопровождении.

Избежать таких ошибок можно, надо лишь внимательнее присматриваться к международному опыту. Собственно, Казахстан и начал это делать.

— Медицинский информационно-аналитический центр Астаны будет обеспечивать, в том числе, мониторинг ошибок программного обеспечения (ПО) и обновление ПО ЕИСЗ на объектах автоматизации. Какие ошибки, с точки зрения международного опыта аналогичных проектов, могут подстерегать в работе самого центра?

— МИАЦ не только Астаны, но и Алматы участвуют в опытной эксплуатации ЕИСЗ. В этом принимает участие ряд ЛПО и другие медицинские организации. Ошибки могут возникать из самого назначения МИАЦ — эти центры всегда занимались сбором и обработкой статистических данных, предназначенных для органов управления здравоохранением. Да и сами задачи второго этапа (как и первого) также больше статистические, ориентированные на ОГУ. МИАЦ Астаны и Алматы — это достаточно профессиональные команды специалистов, и мне хотелось бы предостеречь их от чрезмерного увлечения статистикой и аналитикой, но обратить внимание на то, что дает ЕИСЗ практикующим врачам, попытаться оценить изменение качества оказания медицинской помощи и уже на этой базе делать выводы о качестве ЕИСЗ и предлагать пути ее совершенствования.

— Проведение пилотной эксплуатации ЕИСЗ с 1 апреля 2009 года в Алматы и Астане преследует достижение, в том числе и цели совершенствования программного обеспечения ЕИСЗ. На ваш взгляд — взгляд производителя ПО, в чем заключается совершенство ПО ЕИСЗ?

— ЕИСЗ задумывалась более шести лет назад, использовавшиеся тогда подходы были достаточно новы и интересны. Но жесткость архитектуры, ориентация на IТ-технологии, не оправдавшие себя в информатизации здравоохранения, некоторые функциональные недоработки делают ЕИС, к сожалению, уже сегодня не совсем современной системой.

Совершенство ПО такого уровня — это в первую очередь совершенное программное обеспечение в ЛПО, в лабораториях, в диагностических центрах, аптеках и других медицинских организациях. Причем это ПО не обязательно должно быть одинаковым. Во вторую очередь — это наличие совершенных информационных систем сбора и анализа данных в МИАЦ, систем управленческого документооборота, ситуационных центров и систем поддержки принятия решений в ОГУ регионов и страны. В третью очередь — это районные, областные и республиканский центры обмена медицинской информацией с соответствующим четким и надежным распределением доступа.

Все это — элементы современной медицинской системы уровня региона и государства. Такие системы, как голландская, шведская, бразильская за счет наличия и согласованной работы всех перечисленных выше элементов становятся надежным инструментом для врачей, для оперативного сбора и анализа медицинской информации и для всесторонней поддержки принятия решений со стороны ОГУ.

— Что у нас есть… С одной стороны — внедрение долгосрочного инновационного проекта. С другой стороны — нелегкие условия существования здравоохранения в условиях кризиса даже с тем расчетом, что сейчас госбюджет сосредоточен в социальной сфере. Как можно сегодня уравновесить это противоречие?

— Возможно, это звучит парадоксально, но дело в том, что информатизация существенно сокращает затраты на здравоохранение. Чем она шире и глубже, тем выше качество оказываемых медицинских услуг и ниже их стоимость. Например, по опыту в России, внедрение в ЛПО полнофункциональной МИС с лабораторным и радиологическим модулями, (такой проект стоит от 1000000 до 5000000 евро) окупается уже через 3–5 лет, а в дальнейшем приносит государству немалую экономию. По опыту Голландии, внедрение общенациональной системы обмена медицинскими данными (стоимость проекта составила около 100000000 евро за 3 года) позволяет ежегодно экономить до 80000000 евро только за счет сокращения медицинских ошибок при назначении лекарств и оптимизации диагностических обследований.

Нам кажется, что сейчас для Казахстана важно выбрать несколько точек инновационной информатизации здравоохранения, опробовать на них наиболее передовые технологии и далее, используя их как примеры для подражания, постепенно расширять область информатизации. С другой стороны, модернизированная ЕИСЗ могла бы стать системой обмена медицинскими данными, системой хранения нормативно-справочной информации и обеспечения ею врачей, аналитиков и управленцев, системой обмена передовым лечебным опытом, системой управления здравоохранением.

— И последний вопрос… Каковы перспективы Казахстана в построении современной системы информатизации здравоохранения?

— Казахстан первым среди стран СНГ поставил перед собой задачу комплексной информатизации всей сферы здравоохранения, первым сформулировал соответствующую концепцию и первым начал практическое движение в этом направлении. Как любой первопроходец, Казахстан встретил ряд проблем, что естественно. Отрадно то, что эти проблемы здесь видят и стараются разрешить, в т.ч.  с использованием международного опыта. Поэтому, нам кажется, перспективы есть и хорошие.

Комментарии