Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

«Электронное правительство» требует лидерства

Интервью с заместителем председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Азизой Шужеевой об «электронном правительстве».

14 сентября 2009 12:18, Оксана Скибан, Мегаполис
Рубрики: Общество

Несколько лет назад рядовые казахстанцы представить не могли, что могут запросто пообщаться в интернете с премьер-министром страны или же с руководителями ведомств и акиматов. Сегодня это стало возможным благодаря проекту «электронного правительства», запущенного Агентством по информатизации и связи совместно с АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Однако беседы на интернет-блогах с высокопоставленными чиновниками, — лишь вершина айсберга достижений IT и инфокоммуникационных технологий (ИКТ).

Вначале инфраструктура, а потом все остальное

На всем пространстве СНГ Казахстан является единственной страной с большой территорией, у которой есть связанная единая инфраструктура «электронного правительства», где было реализовано массовое обучение населения компьютерной грамотности и в настоящее время проводятся активные действия по запуску электронных сервисов. Скажем, в этом отношении казахстанцам уже можно считать себя далеко продвинутыми.

Сегодня заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Азиза Шужеева рассказывает, как ездила по регионам и лично объясняла людям принципы работы с компьютером и компьютерными программами. Тогда было трудно, но сейчас, когда результаты инфокоммуникационного развития налицо, ясно, что затраченные усилия оправдали себя. Огромнейшая информационная инфраструктура позволяет экономить рабочее время сотрудников государственных органов, избавив их от бумажных талмудов и рукописей и сделав их работу эффективной и прозрачной. В то же время это сказалось и на рядовых гражданах, они меньше жалуются на хлопоты с документами и долгие процедуры их оформления. При этом с легкой подачи «электронного правительства» сбылась давняя народная мечта — чиновники стали открытые и досягаемые.

Однако, как полагает Азиза Шужеева, это еще не предел, потому что всегда есть возможность для дальнейшего совершенствования и прогресса.

— Из опыта внедрения подобных систем в других странах видно, что изначально у всех разные цели: кто-то желает повысить технологический уровень, кто-то, наоборот, делает ставку на развитие е-демократии, максимального доступа к правительственной информации, чего добивались вы?

— Скорее всего, и того и другого. Начиная с 2005 и по 2007 год, когда правительство поставило перед Агентством по информатизации и связи задачу — сформировать базовые компоненты, велась работа над их созданием. Первой появилась инфраструктура «электронного правительства», которая включала в себя государственные базы данных, веб-портал, электронный межведомственный документооборот, удостоверяющие центры, транспортную среду — тот самый охват единым инфокоммуникационным кольцом. После, для того, чтобы полномасштабно развивать и предоставлять электронные услуги, были подключены информационные системы. Это уже был второй этап развития «электронного правительства», который действует в настоящее время. Все те проекты, которые были запущены в промышленную эксплуатацию, сегодня имеют свои определенные результаты и дают как прямой, так и косвенный эффекты. Например, достижения в области электронных госзакупок — одного из важнейших компонентов «электронного правительства». В настоящее время проведение государственных закупок методом ценовых предложений ведется на электронном портале, на котором зарегистрировано порядка 23 тысяч участников. Также в 2007 году запущены в постоянную эксплуатацию государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры.

Деньги сберегли, от преступников избавились

— Создание базы данных юридических лиц помогает искоренять лжепредприятия, что говорит о правовом и экономическом эффекте «электронного правительства», что еще удалось сделать, кроме этого?

— По оценкам экспертов, в нелегальном обороте денежных средств участвуют около 350 лжепредприятий. Их регистрировали на потерянные удостоверения личности, на документы умерших или пропавших без вести людей. Так получалось, потому что не было единых реестров. Сейчас, когда в базу данных юридических лиц поступает обращение по открытию предприятия, тут же идет сверка с базой данных физических лиц. Таким образом, эта проблема оказалась решена, что благотворно отразилось на государственном бюджете. Однако это еще не все плюсы электронного учета, следующий — регистрация недвижимости. Сегодня экономический эффект от единого регистра недвижимости определяется увеличением доходов от налоговых поступлений, арендной платы и продажи недвижимости вместе с зарегистрированными правами собственности. Есть еще e-лицензирование — один из важных проектов «электронного правительства», реализация которого начата в текущем году. Он имеет огромную эффективность в области борьбы с коррупцией. Пока что проект в качестве пилотного запущен в нескольких министерствах: Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, МВД, АРЕМ. До конца текущего года планируем запустить его еще в шести государственных органах, в том числе: в Министерстве культуры, Агентстве по управлению земельными ресурсами, Министерстве здравоохранения, Министерстве образования и науки.

— Какие проблемы решает е-лицензирование?

— Проект в основном предназначен для субъектов предпринимательства. Это упрощение процедур получения предприятиями различных лицензий и разрешений на осуществление лицензируемых видов деятельности.

Е-лицензирование дает возможность человеку, который подает заявку на получение лицензии, отслеживать всю процедуру ее рассмотрения. При этом полностью исключается контакт между лицом, которое рассматривает заявку, и тем, кто ее подает.

В следующем году е-лицензирование будет растиражировано по государственным органам и запущено в эксплуатацию. Хотелось бы отметить также особое значение проекта — портал «электронного правительства», который не менее значим в развитии инфокоммуникационных технологий и где граждане могут бесплатно получить доступ ко всей информации о государственных органах, в том числе пользователи имеют доступ к законодательной базе Казахстана. В настоящее время посещаемость портала — 3500 пользователей в день. Он входит в топ-сто самых посещаемых казахстанцами веб-сайтов. Безусловно, особо популярны блог-платформы первых руководителей. Все это вместе взятое — индикатор и показатель того, что государственные органы готовы сделать свою деятельность прозрачной посредством инструментов «электронного правительства». На первый взгляд эта работа не очень сильно видна, но она несет в себе массу эффектов как для государства, так и для наших граждан.

— Готово ли казахстанское законодательство к повсеместному распространению электронных услуг?

— Очень своевременный вопрос, поскольку распространение электронных услуг влечет за собой изменение регламентов деятельности государственных органов, упрощение процедур с применением передовых ИКТ-технологий. Изменение регламентов предоставления государственных услуг в электронном виде потребует проведения большой работы по внесению изменений в законодательство и в подзаконные акты. Эту работу Агентство по информатизации и связи проводит, сейчас разработан Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «Электронного правительства» Республики Казахстан.

Концепция нового законопроекта заключена в повсеместном распространении электронных услуг для граждан и бизнеса.

— И еще, какие основные тезисы вы могли бы озвучить о реализации «электронного правительства»?

Итак, можно подвести итог и сказать, что «электронное правительство» в Казахстане состоялось, функционируют инфраструктура и базовые информационные системы, такие, как веб-портал, национальные реестры, электронные государственные закупки, электронный документооборот, национальный удостоверяющий центр и другие.

«Электронное правительство» бросает вызов действующим методам работы. И это понятно, потому что процесс внедрения новых проектов, новых регламентов с применением передовых технологий всегда сопряжен с ломкой старых стереотипов, сложившихся и устоявшихся процедур, в которых зачастую и гнездятся возможности для коррупционных действий. Все новое, инновационное — это всегда вызов. Таким образом, ИКТ является инструментом модернизации, связанной с проведением реформ, включающих совершенствование практик управления знаниями.

«Электронное правительство» требует лидерства. Опыт стран с развитыми системами «электронного правительства» свидетельствует о том, что именно лидерство и энтузиазм отдельных личностей и организаций способствуют существенному прогрессу в развитии. В действительности лидерство необходимо на всех уровнях — от политического до административного. Политическое лидерство задает вектор развития «электронного правительства» и выводит его в сферу приоритетов. В государственных и частных структурах лидеры помогают претворять намеченные перспективы в конкретные проекты и воплощать в жизнь.

Электронные государственные услуги будут способствовать межведомственной интеграции. Предоставление электронных государственных услуг требует тесного сотрудничества различных государственных органов, организаций, компаний. Здесь необходимо нам консолидировать свои усилия, и в качестве приоритета всегда ставить гражданина и его потребности.

Для реализации «электронного правительства» требуется профессионализм менеджеров. Развитие «электронного правительства» все больше нуждается в профессионалах в области ИКТ, работающих в органах управления. Ведь именно эти люди являются проводниками и реализаторами всех инициатив.

«Электронное правительство» использует государственно-частное партнерство. Сотрудничество с частным сектором должно стать приотитетом деятельности «электронного правительства». Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении электронных сервисов.

— Как говорится, Бог любит троицу, значит, третий этап еще впереди и он же — заключительный?

— После того, как стартовало «электронное правительство», процесс распространения электронных сервисов подхватил коммерческий сектор. Сейчас есть электронные билеты, бронирование гостиниц, развиваются платежные системы, свои проекты по интернет-банкингу запускают банки. В целом «электронное правительство» послужило катализатором для развития электронных сервисов, а это уже отдельный сегмент бизнеса. Таким образом, мы сейчас можем говорить о том, что ИКТ-отрасль Казахстана сформировалась.

Следующая наша задача — дать новый импульс для прорыва в развитии ИКТ отрасли. Но для этого необходимо накопить некую критическую массу по высококвалифицированным специалистам — это первое, а второе — технологии. Технологии мы наращиваем за счет развития электронных сервисов. Для решения вопросов с кадрами «Национальным холдингом «Зерде» создан Международный IT-университет. Таким образом, холдинг выступает с инициативами по консолидации ИКТ-сообщества для развития ИКТ-отрасли.

Сегодня инфокоммуникационные технологии являются неотъемлемой составляющей большой государственной инфраструктуры, и они будут развиваться. Ни экономику, ни культуру, ни само общество невозможно представить в современном мире без использования ИКТ. В ближайшем будущем этот процесс станет необратимым, и без этого уже не сможет помыслить себя ни один рядовой гражданин Казахстана, даже в самом отдаленном ауле.

Комментарии