Следите за новостями

Самочувствие компьютерной розницы

Мнения представителей компьютерной розницы Алматы о продажах в условиях кризиса и прогнозах до конца года.

10 сентября 2009 12:08, Наргиз Асланова, Computer Club Magazine
Рубрики: Бизнес, Рынок

Подходит к концу традиционно инертный для продаж период летних отпусков. В нынешнем году он усугублен пока еще нестабильной экономической обстановкой. Представители компьютерной розницы Алматы рассказали о том, что происходило с продажами в этом сегменте до настоящего момента. А также — что ожидается к концу года, когда некоторые экономисты предвещают «конец» кризиса.

Евгений Лоскутов,
старший менеджер, «Пульс-ЭР»

Февральская девальвация тенге сильно повлияла на рынок, моментально обрушив его в полтора-два раза. С тех пор ситуация постепенно улучшается. Кризис существенно сместил спрос в сторону более низкого ценового сегмента. Тем не менее, продажи дорогих, «топовых», товаров, хотя и снизились, но отнюдь не остановились. Осенью-зимой традиционно ожидается некоторый рост продаж. Помешать этому может только еще одно падение тенге. Пожалуй, нельзя сказать, что в условиях ухудшения экономической ситуации розничный рынок изменился кардинально. Просто у покупателей стало меньше денег. А все традиционные факторы, законы, тенденции и местные особенности рынка продолжают действовать.

Юрий Леонтьев, Елена Жуйкова,
консультанты по продажам, «Иманали»

В предпочтениях покупателей на данный момент прослеживается четкое разделение на недорогой бюджетный товар и хитовый дорогой. Однако самым ходовым остается именно бюджетный — недорогая техника, но с максимальным функционалом. Помимо этого наиболее часто спрашиваемый товар сейчас — ноутбуки. Осенью ожидаются игровые премьеры. Соответственно, активизируются игроки, будет спрос на комплектующие для апгрейда. Также осень — школьная пора, поэтому ожидается интерес к недорогим компьютерам для начинающих.

Андрей Нижников,
PR-менеджер, «Логиком»

Поскольку формирование ассортимента во многом зависит от покупательского интереса, он отвечает запросам потребителей, а вся представленная у нас техника пользуется спросом. Главным продуктом, конечно, является персональный компьютер. В связи с этим покупательский интерес зависит от желания купить ПК, либо докупить к нему комплектующие.

Наиболее активный интерес наблюдается в сегменте ноутбуков — многие понимают, что лучше быть компьютеризированным и мобильным. Это особенно ощущается, когда компании проводят маркетинговые активности, и у потребителей появляется возможность купить ноутбук по цене десктопа. Тем не менее, многие пользователи хорошо знают о преимуществах настольных ПК, заключающихся в возможности обновления и апгрейда, и предпочитают приобретать и настольный, и мобильный компьютер, тем самым расширяя свои возможности. На рынке печатных устройств ощущается все больший спрос на лазерные аппараты, так как принтеры в большей степени приобретаются для работы, а не для развлечений. Популярными остаются звуковые системы 2:1 — такие устройства проще в подключении и настройке. Также все больший интерес наблюдается к мониторам диагонали 19 дюймов — по цене и техническим характеристикам они практически сравнялись с 17-дюймовыми моделями.

Так как IT-индустрия стремительно развивается, то обновления по товарным группам проходят примерно каждые полгода. Многие пользователи ждут появления на рынке ОС Windows 7, релиз которой намечен на октябрь 2009 года. Она расширяет возможности пользователей благодаря мультитач-интерфейсу, знакомому многим владельцам КПК. В Windows 7 он реализован как часть ОС, что позволит заметно повысить эффективность повседневной работы и подняться на новый уровень мультимедийных развлечений — вместо мышки и клавиатуры авторы предложат работать с сенсорным экраном. Офисные работники и домашние пользователи смогут взаимодействовать с ПК на абсолютно другом уровне, роль голоса и жестов займут в интерфейсе особое место. Соответственно — на рынке появятся новые модели мониторов и ноутбуков с сенсорными функциями.

Осень всегда знаменуется неофициальным началом нового финансового года, поэтому в нашей компании ожидают увеличение покупательской активности, как в розничном, так и в корпоративном направлениях.

Свицкий Александр,
коммерческий директор, МСomputers

Если говорить об изменении структуры спроса, рынок падает в low-end, то есть люди начинают экономить, наблюдается сужение спроса. По оценкам экспертов, рынок по объему потребления откатился на уровень 2005–2006 годов. Восстанавливаться он будет сложно, так как за последние годы сделал большой скачок вперед.

В этом году наблюдался всплеск спроса на ноутбуки. Я думаю, что сейчас в ритейле их доля составляет примерно 50%, с тенденцией к увеличению. Однако вряд ли они вытеснят настольные ПК. К примеру, в Германии два года назад взрыв спроса на ноутбуки привел к перераспределению рынка между ними и ПК. Однако, достигнув соотношения по объемам продаж 50 на 50, дальнейший рост доли рынка ноутбуков прекратился. Думаю, что и в Казахстане произойдет примерно то же самое. В связи с этим наблюдается уменьшение спроса на ПК среднего ценового диапазона и увеличение доли продаж более дорогих компьютеров — ноутбуки постепенно занимают именно среднюю ценовую нишу. Потребительская активность будет сохраняться на низком уровне до третьего квартала года, когда начнется небольшой локальный подъем, обусловленный началом традиционного сезона back-to-school и подготовкой к новогодним праздникам. Ориентироваться следует, прежде всего, на динамику изменения спроса на рынке развитых государств, поскольку развивающиеся рынки не могут служить объективным индикатором восстановления экономики.

Комментарии