Следите за новостями

Завоеватели Казнета

Нужны ли Казнету крупные порталы наподобие Mail.ru?

10 сентября 2009 11:59, Александр Васильев, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

В последнее время лавры таких порталов как «Яндекс» и Mail.ru не дают покоя многим отечественным предпринимателям. Еще бы! — Mail.ru является самым популярным ресурсом у казахстанцев, за месяц на его долю приходится около 5 миллионов визитов из Казахстана! Сайтам Казнета о такой посещаемости приходится только мечтать. Вот и вынашивают отечественные интернет-бизнесмены амбициозные планы по созданию в Казнете мегапорталов, которые бы смогли переключить на себя пользовательский трафик. А будет посещаемость — будет и реклама, а значит, деньги. И вот — сбылась мечта: делать ничего не надо, а деньги «капают».

Однако не все так просто. Мало провозгласить себя порталом. Но сначала давайте попробуем понять притягательность Рунета. Посмотрим на те же «Яндекс», Mail.ru, «Рамблер». И еще один важный момент — говоря в этом материале о порталах, прежде всего будем иметь в виду порталы в классическом их понимании, как крупные сайты, объединяющие различные универсальные сервисы, интересные массовому пользователю. Т.е.  отраслевые и специализированные порталы не трогаем — с ними все более-менее понятно.

Итак, порталы Рунета. Глядя на ведущую тройку мы видим, что «Яндекс», Mail.ru и «Рамблер» действительно объединяют сегодня массу различных сервисов, имея в своей структуре десятки разделов. Но эти сайты не родились порталами. В основе «Яндекса» и «Рамблера» лежат поисковые системы, Mail.ru начинал как почтовый сервер. «Опорталивание», обрастание новыми сервисами происходило постепенно в течении нескольких лет. Благодаря тому, что изначальные сервисы были реализованы на высоком уровне, была обеспечена растущая аудитория, которой предлагались новые возможности. При этом все эти процессы происходили во время становления Рунета, т.е.  при минимуме конкуренции. Порталы активно захватывали как можно большую долю рынка. А поскольку рыночный потенциал Рунета — это огромная аудитория, борьба за которую в последние годы значительно обострилась, то и подходы к производству своих продуктов у порталов соответствующие. Это должны быть сервисы очень высокого качества, для чего в них вкладываются немалые средства. Результат закономерен: на выходе действительно качественный продукт, привлекающий хорошую аудиторию. Понятно, что запуск аналогичного портала с нуля сегодня потребует гораздо больших усилий и вложений. Тем более, не секрет, что у аудитории уже есть сложившиеся предпочтения, изменить которые будет крайне трудно.

Например, я какое-то время пользовался поиском «Рамблера». Естественно, я завел на «Рамблере» почту, а сайт установил в качестве домашней странички. Это удобно, когда сразу после запуска браузера у тебя открывается сайт, которым ты пользуешься чаще всего (а поиск и почта — наиболее востребованные сервисы). Но в какой-то момент поисковая выдача меня перестала устраивать и я попробовал поискать в «Яндексе». Результат — полная миграция. Потому что неудобно искать через один сайт, держать ящик на другом, за погодой ходить на третий. И вот, я благодарный пользователь «Яндекса» с многолетним стажем. А поиск и почта — по-прежнему два самых востребованных сервиса. Но при этом портал предлагает еще массу других вещей, которыми я время от времени пользуюсь. Что могут предложить мне порталы Казнета, чтобы я отказался от «Яндекса» в их пользу? Формально будет предложен примерно тот же джентльменский набор основных сервисов, но их количество будет невелико, а уровень реализации и удобство использования оставлять желать лучшего.

Первый портал, который приходит на ум, это Site.kz. Один из первых порталов и каталог сайтов Казнета. Когда-то — казахстанский сайт номер один. Сегодня, некогда самый популярный в Казнете, сайт не входит по посещаемости даже в первую сотню. В то время, когда российские коллеги активно развивались, Site.kz замер в своем развитии. Сегодня он сродни машине времени, отправляющей нас в конец девяностых. И вроде бы есть в его составе ключевые ингредиенты — и поиск, и почта, и новости, и каталог сайтов, и гороскопы, — но в то же время при посещении сайта не покидает впечатление какой-то его убогости. Оно усиливается тем, что поиск не работает, в фотогалерее всего пара десятков снимков, в каталоге бардак. Неудивительно, что Site.kz так сильно сдал. Удивительно, что сюда все еще ходит около пятисот человек в сутки.

От старейшего портала перейдем к новейшему. 4 марта 2009 года состоялась презентация интернет-портала Nur.kz. По замыслу его создателей предполагалось, что он станет локомотивом развития Казнета. «Открытие NUR.KZ — значительный шаг в развитии казахстанского рынка интернет-проектов, который в настоящее время почти полностью контролируется российскими ресурсами. Появление портала — важный этап построения информационного общества в Республике Казахстан, формирования казахстанского контента», — говорилось в распространенном пресс-релизе.

Портал создан по образу и подобию TUT.BY, самого популярного белорусского сайта. Собственно, белорусская сторона принимала в создании Nur.kz непосредственное участие и, насколько стало понятно в ходе пресс-конференции, в казахстанском ТОО «Интернет портал НУР» есть и белорусский капитал. И именно Юрий Зиссер, генеральный директор и владелец компании «Надежные программы», владеющей TUT.BY, открыл пресс-конференцию. После рассказа о своем проекте он отметил засилье Рунета в Казахстане и решительно заявил, что «с этим надо кончать!». Что и призван сделать Nur.kz.

Но вот что интересно. Борцы с российской оккупацией, радеющие за казахстанский контент, сами его производить не собираются. То есть модель работы «лучшего портала Казахстана» сводится к банальному агрегаторству: берем хороший контент с разных сайтов и складываем его у себя. Ну и, конечно, куда без таких признаков «портальности», как знакомства, погода, фотохостинг и т.п.

Впрочем, надо отдать должное, Nur.kz стартовал очень неплохо — через полгода работы портал входит в пятерку самых посещаемых сайтов Казнета в рейтинге CountZero. Во-первых, это стало возможно благодаря агрессивной политике по привлечению стороннего контента. Портал планировал сотрудничать с самыми разными источниками — будь то новостные ресурсы или сетевые сервисы. Пока же можно наблюдать лишь тесную интеграцию с газетой «Из рук в руки» — ее содержание стало основой сразу нескольких разделов портала: «Объявления», «Авто», «Работа». Многие площадки настороженно отнеслись к подобному «сотрудничеству», понимая, что будут таким образом рыть яму самим себе, содействуя в становлении нового игрока и потенциального конкурента.

Во-вторых, Nur.kz активно покупает трафик — блоки ссылок на страницы портала можно видеть на российских сайтах с высокой посещаемостью.

Т.е. получается, что завидная позиция в рейтингах не совсем настоящая. Здесь Nur.kz больше похож на колосса на глиняных ногах. Рекламодатели не спешат отдавать порталу свои бюджеты, процесс монетизации трафика практически не идет. Как долго готовы владельцы портала вкладывать в него деньги — неизвестно, но понятно, что бесконечно это продолжаться не может.

И еще. При всем многообразии сервисов на Nur.kz почему-то не хочется возвращаться, он не оставляет благоприятного впечатления. А путаная навигация, когда из разных разделов панель управления предстает в совершенно разном виде, создает впечатление мешанины.

Также вспомнилось про другой «мегапроект», стартовавший почти два года назад — его презентация состоялась 12 декабря 2007 года. Тоже пресс-конференция, тоже много амбиций — XAT.kz. Из приглашения на пресс-конференцию: «Презентация первого в Казахстане интернет-портала международного формата XAT.KZ». Скромно, да? И далее по тексту: «XAT.KZ — первая национальная электронно-почтовая служба в Казахстане аналог Mail.ru, Yandex.ru совместно с Центрально-Азиатским географическим обществом «Наш Казахстан» создали сайт о Казахстане на www.xat.kz по тематикам: государство, история, современный Казахстан, география, традиции, флора и фауна и т.д.».

За время своего существования проект значительно трансформировался. От «сайта о Казахстане» остались лишь небольшие абзацы, посвященные природе и культуре Казахстана, выпадающие случайным образом внизу страницы. А клик по разделу «Наш Казахстан» выдает сообщение, что раздел находится на реконструкции. А реконструировать там есть что. Помнится, на момент запуска сайта раздел не отличался полнотой информации, зато отличался весом фотографий — они не были оптимизированы под веб и «весили» примерно по мегабайту.

И если стартуя XAT.KZ делал акцент именно на информацию о Казахстане, планируя, что «сайт станет своеобразным гидом для приезжих», то теперь это с виду «обычный портал». А вот от амбиций «национальной почтовой службы» владельцы не отказались — об этом заявлено и в названии сайта, и в логотипе (согласно статистике самого портала, по состоянию на 23 августа 2009 года, в его базе 6672 пользователя). Также как не отказались от идеи платного размещения компаний в каталоге, сохранив плавающую ставку за регистрацию, — от 500 до 30000 тенге. Желающих нашлось не много — в каталоге всего несколько десятков позиций.

И последний штрих, красноречиво говорящий о популярности портала XAT.KZ. На нем есть раздел бесплатных объявлений. Зайдя в несколько разделов можно обнаружить, что объявления в них не первой свежести — они датированы началом 2008-го года. Т.е. приходятся на период старта проекта. То же и с «горячими» объявлениями — о вакансии программиста в XAT.KZ от 21.02.2008 и о продаже участка земли от 14.04.2008…

Хороший потенциал для развития портала имеют каталоги сайтов. И некоторые из них осознали это. Так, например, в сторону портальности развивается каталог Resurs.kz. Помимо собственно каталога на сайте можно найти новости, объявления, гороскоп, есть возможность отправки SMS. Но все это пока воспринимается лишь как дополнение к основной функции каталога сайтов, который действительно хорош и насчитывает более семи тысяч ресурсов.

Похожая ситуация с сайтом Portex.kz, где основной акцент сделан на каталоге компаний, вокруг которого строятся остальные сервисы. Кстати, с недавних пор каталог на этом сайте эволюционировал в карту-справочник. Все компании из каталога получили привязку к карте по указанным адресам. Теперь у пользователей есть возможность не только найти контакты, но и наглядно увидеть место расположения искомой фирмы. А можно работать и отдельно с картой — менять масштаб, поворачивать ее, а также осуществлять поиск по улицам. Правда, пока это все касается только алматинских компаний.

Помимо каталога алматинских компаний, на Portex.kz можно найти хороший каталог сайтов Казнета — в нем также собрано больше 7000 адресов. Еще сайт примечателен наличием поисковика. Ну, и, конечно же, собственный почтовый сервис, новости, знакомства, погода и курсы валют, а еще сервис создания открыток. В целом Portex.kz — неплохой сайт, которому не хватает хорошего дизайна.

Заканчивая разговор хочется отметить еще один проект, который, как мне кажется, тоже начинает проявлять признаки портала. Речь об интернет-газете Gazeta.kz. Еще недавно это был исключительно информационный сайт, однако сегодня на нем представлены не только новости, репортажи и аналитика. После закрытия сайта eXtra.kz, другого проекта этой же команды, некоторые его разделы дополнили содержание «Газеты» (а заодно был обновлен и дизайн сайта). И прежде всего это — каталог сайтов. Теперь посетители Gazeta.kz смогут не только ознакомиться с последними новостями в самых разных областях (спорт, криминал и искусство вынесены в самостоятельные большие разделы), но и посмотреть фоторепортажи, программу ТВ, воспользоваться каталогом сайтов Казнета и обсудить все это на форуме. Да, еще появился валютный информер с курсами Нацбанка.

В общем, конечно, это еще не портал, но, похоже, все к тому и идет. Что ж, информационный ресурс плюс каталог сайтов — отличный фундамент для развития. Gazeta.kz присутствует на рынке уже давно и имеет заслуженную популярность именно как информационный сайт. Дополнительные сервисы будут восприниматься аудиторией положительно. Единственное, что режет глаз — выбивающиеся из общего стиля некоторые разделы (например, тот же «АРТ» и «Наш спорт»).

Подводя итог можно констатировать, что отечественные порталы пытаются соответствовать статусу, обеспечивая своих посетителей самыми популярными сервисами в рамках одной площадки. Присутствие некоторых разделов явно обнажает принцип «лишь бы было», другие не станут популярными никогда — как, например, почтовые ящики. Именно поэтому отсутствие почты у Resurs.kz или Gazeta.kz воспринимается абсолютно нормально, т.к.  это изначально ненужный сервис. То же и с поиском — хорошо, если он есть, но и его отсутствие совершенно некритично, т.к.  он будет оставаться лишь довеском к чему-то большему и лучшему в рамках того или иного проекта.

На многих «порталах» Казнета нет счетчиков и контактной информации. И то, и другое не прибавляет им очков. Зато есть грамматические ошибки и главные портальные завлекалки — почта, погодные и валютные информеры, знакомства, гороскопы, новости, объявления, каталог сайтов или компаний. Все это хорошо, но потенциал, как мне кажется, за теми сайтами, в основе которых будет либо хороший каталог, либо сильная информационная платформа, имея которые можно постепенно обрастать новыми сервисами.

При всем при этом отвоевать трафик у гигантов Рунета получится вряд ли. Слишком большая разница в масштабах проектов, а значит, в финансировании и, как следствие, конечном результате. Но тут возникает другой вопрос — а надо ли что-то отвоевывать? Нужно просто делать хороший продукт с востребованным содержанием, нарабатывать свою аудиторию. Которая будет посещать сайты и в Рунете, и в Казнете.

Комментарии