Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Сайт бесполезного назначения, или даешь автоматизацию бюрократических процессов!

О качестве предоставляемых услуг портала «электронного правительства» в Казахстане.

9 сентября 2009 11:48, Елена Ульянкина, Новый вестник
Рубрики: Общество

Портал «электронное правительство» придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. По задумке разработчиков любой человек может получить справку, написать чиновнику запрос или пожаловаться, не отходя от домашнего компьютера. Корреспондент «НВ» провел свое исследование и понял, что все это красивые, но пустые слова. На неполноценное «е-правительство» наше государство потратило 51 миллиард тенге! А получило сайт с уймой неработающих сервисов, совершенно бесполезных для народа.

Недавно создатели сайта «электронное правительство» рассказывали казахстанцам о нововведениях в интернет-общении с властью. По их заверениям, теперь на портале можно заказать на три документа больше. К уже существующим прибавились справки об отсутствии судимости, о назначении пособия по рождению ребенка и о пенсионных отчислениях вкладчика. Сделать это, по словам разработчиков портала, просто. Но перед этим нужно получить электронно-цифровую подпись. Последовать советам чиновников попыталась и я.

Поход за подписью

Перед походом в ближайший центр обслуживания населения за электронной подписью я позвонила в справочную службу. «Удостоверение личности, его копия и вы сами, — вежливо перечислил мне список необходимых документов женский голос в телефонной трубке. — Оформление бесплатное». Последнее слово меня порадовало больше всего. И я, захватив бумаги, пошла в ЦОН. К окошечку, за которым сидит менеджер и принимает заказы на электронную подпись, меня пропустили без очереди. Потому что ее не было.

— Я хочу получить электронно-цифровую… — протягиваю в окошко документы.

— Вы физическое лицо или юридическое? — перебил меня менеджер.

— Физическое!

— Вот вам инструкция, — молодой человек протянул мне лист бумаги. — Установите на свой компьютер необходимые программы, как там написано, зарегистрируетесь. А потом придете сюда с номером своей заявки и удостоверением личности.

Изучив инструкцию, я подумала, что на ее воплощение в жизнь мне хватит нескольких часов. Но ошиблась. Почти два дня я потратила на то, чтобы установить все программы, скачанные с сайта www.e.gov.kz. Нет, в общем-то, я знаю, как это делается. Но оказалось, что инсталлировать программы на компьютер надо в определенном порядке, который указан в инструкции на сайте «электронного правительства». Это же он-лайн руководство поможет правильно настроить Internet Explorer 7. Ведь только через этот морально и физически устаревший браузер, который мало кто уже использует на персональных компьютерах, потом можно будет заказывать справки на сайте «электронное правительство» и отправлять чиновникам обращения.

Было сложно устанавливать программы

Не раз припомнив разработчиков непечатным словом, я всем глюкам назло настроила все программы и послала заявку на получение электронной подписи. Потом мне снова пришлось идти в центр обслуживания населения. Тамошний менеджер порадовал, сообщив, что подпись мне уже присвоили. Она пришла мне на электронную почту. Осталось ее только активировать. На это дело я потратила… еще несколько часов. Но все-таки смогла задействовать свой электронный автограф. Это маленький красный значок, который можно увидеть внизу окна, подписанного электронной подписью текстового документа.

По словам руководителя фонда «Информационная инициатива» Михаила Тюнина, который проводил независимое исследование возможностей «электронного правительства», не одной мне пришлось понервничать, сидя перед компьютером. Он тоже столкнулся с подобными трудностями, когда регистрировал свою электронную подпись. У Михаила Витальевича они растянулись на пять дней, а у его супруги — на все 18!

— Я считаю себя продвинутым пользователем, — признается корреспонденту «НВ» исполнительный директор фонда «Информационная инициатива» Михаил Тюнин. — Но даже мне было сложно устанавливать все эти программы. И долго. Несмотря на очень хорошие описания и презентации разработчиков. Поэтому я сомневаюсь, что люди с базовыми знаниями по компьютерной грамотности смогут без посторонней помощи воспользоваться электронно-цифровой подписью.

Михаил Витальевич имеет в виду всех тех, кто прошел компьютерные курсы по государственной программе снижения информационного неравенства. А их в нашей республике, по официальным данным, больше двух миллионов человек. Это в основном педагоги, военнослужащие и чиновники.

Портал справок не выдает

Вообще-то «электронное правительство» создавали для того, чтобы облегчить жизнь рядовым казахстанцам. Чтобы люди не ходили в центры обслуживания населения и не теряли время, стоя в очередях. А могли получить нужный документ, не отходя от своего компьютера. Или отправить обращение в любой государственный орган, а потом получить ответ на него с доставкой на дом. Нужно только зайти на сайт www.e.gov.kz.

Вот корреспондент «НВ» и решил проверить, работает ли эта идея на практике. Зарегистрировавшись на портале «е-правительство», я заказала сразу шесть документов. В государственном центре по выплате пенсий — дубликат СИКа и справку о поступлении денег вкладчика. В Генпрокуратуре — справку об отсутствии судимости. В Министерстве финансов запросила информацию о налоговой задолженности и о доходной части бюджета. В Минюсте — справку о наличии недвижимого имущества. Из всех бумаг мне пришла только одна, последняя. С указанием, что недвижимости у меня нет.

— Я тоже заказывал справки, — говорит Михаил Витальевич. — А получил быстро и качественно только одну, о наличии недвижимости. Остальные или не получили вообще, или выходит «ошибка отправки», или «нет данных».

Получается, что хваленое «электронное правительство» справок не выдает. Хотя на сайте указано, что каждый пользователь может заказать 18 справок. Официально. А реально даже нет гарантии, что заказчик их получит.

Еще хуже обстоят дела с электронными обращениями граждан. Да, чиновникам они отправляются. Правда, не с первого раза. А вот ответ на них не приходит. К примеру, я отправила письмо в Генеральную прокуратуру. Но ответа на него так и не дождалась. Как ни странно, но наш эксперт Михаил Тюнин тоже до сих пор ждет ответов на свои запросы.

Живая подпись кайда?

Но даже если кому-то удастся получить электронную справку, то она ему вряд ли понадобится. Если только распечатать ее и повесить на стену как символ чиновничьей безалаберности. Ведь не факт, что у вас примут эту справку в акимате или министерстве. Не говоря уже о банке или других частных организациях.

— Если раньше мы, отстояв очередь, получали справку с живой печатью и подписью, и никто к этому придраться не мог, — рассуждает Михаил Тюнин. — То завтра мы получим электронную справку, придем с ней в госорган, а чиновник спросит: «Живая печать кайда? Живая подпись кайда?» Или скажет, что у него не работает сканер, который читает электронные подписи. И нам придется идти за документом с нормальной подписью.

Но это еще полбеды. Проблема еще и в том, что чиновники упорно не хотят осваивать интернет-просторы. Ведь «е-правительство» придумали, чтобы их, трудяг, избавить от лишней бумажной работы. Чтобы они не надрывались, поднимая ручки со стола и подписывая пачки документов. Вместо этого им нужно всего лишь нажать несколько клавиш на клавиатуре. А компьютер за них подпишет и разошлет все бумаги.

— Наш чиновник мыслит по-старому,  — объясняет эксперт по «е-правительству». — Он думает: все, что я делаю, — это секрет. У нас так повелось и тянется десятки лет. А то, что чиновник подотчетен населению, он вспоминает только тогда, когда об этом скажет президент. Вот пример из личного опыта. Останавливает меня сотрудник дорожной полиции и говорит, что он представитель власти. А я отвечаю ему, что я — представитель источника власти. А он недоумевает. Потому что чиновник забывает, что он предоставляет народу услуги!

И пока наши госслужащие этого не поймут, мы будем стоять в очередях за справками, обивать пороги кабинетов власти и платить за информацию.

Одна бесполезная электронная справка и обращение в Генпрокуратуру без ответа. Вот жалкие итоги нашего небольшого эксперимента. Получается, что в «электронное правительство» вбухали 51 миллиард наших с вами тенге просто так? Хотя нет, на сайте www.e.gov.kz можно найти законы, почитать новости, узнать прогноз погоды, курсы валют. Впрочем, как и на многих других, не созданных на народные деньги, порталах. А где разрекламированное интерактивное общение между властью и народом? И зачем мне электронная подпись, как и 950 нашим государственным мужам? Неужели им с помощью е-автографа стало легче работать? «Я не вижу, что снизилась нагрузка на госорганы, — говорит эксперт Михаил Тюнин. — «Электронное правительство» в нынешнем виде — это откат в прошлое. Это просто автоматизация бюрократических процессов».

Кстати

Бесполезная трата денег

Республиканский счетный комитет два года назад проверял, эффективно ли тратятся бюджетные деньги на программу формирования «электронного правительства». Много интересных фактов раскопали тогда эксперты. Оказалось, что с внедрением «е-правительства» и электронного документооборота чиновники стали тратить больше бумаги. К примеру, в 2007 году по сравнению с 2004-м расходы чиновников на бумагу выросли на 68 процентов, на пересылку документов — на 75 процентов, на покупку печатного оборудования и расходных материалов — в 2,6 раза. При этом работников, которые занимались упаковкой и пересылкой корреспонденции, стало больше на 34 процента. А траты на обслуживание системы электронного документооборота, аренду каналов связи и других расходов в 2007 году составили 340 миллионов тенге. Хотя тремя годами раньше этой статьи расходов вообще не было!

В итоге Счетный комитет сделал вывод, что внедрение «электронного правительства» без решения технических проблем «является бесполезной тратой государственных денежных средств».

Комментарии