Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

PC в свободном падении

Рынок PC в Казахстане за первое полугодие 2009 года сократился оценочно на 40%.

3 сентября 2009 11:41, Елена Брицкая, Юлия Мельник, Курсивъ
Рубрики: Рынок, Железо

Рынок PC в Казахстане за первое полугодие сократился оценочно на 40%. При этом, по данным IDC, продажи PC во 2 квартале текущего года сократились на 58% в количественном и на 61% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно оценочным данным, которыми располагает коммерческий директор компании Аlsi Кайрат Токишев, рынок ПК в Казахстане сократился за первое полугодие 2009 г. порядка на 40%. «Показатели хорошего роста были в 2007–2008 гг. Сейчас мы наблюдаем некоторое снижение, но ликвидность компании осталась на оптимальном уровне. Продажи медленно, но стали расти», — говорит он.

По данным компании Alsi, в первом полугодии 2009 года доля ПК от общих продаж составляет 15%, ноутбуков — 50%, серверов — 35%. «Спрос на ноутбуки упал, но он все-таки выше, чем на ПК», — комментирует Кайрат Токишев.

По объему закупок спрос упал во всех ключевых секторах, в том числе сильно пострадали закупки банковского сектора. Стабильна нефтянка, небольшой рост закупок наблюдается у крупных компаний, представляющих продукты питания. «Благодаря привлечению новых заказчиков на 3% выросли продажи в корпоративном секторе, но в государственном, по причине уменьшения бюджетов, реализация сократилась до минимума», — дает оценку коммерческий директор Alsi. Заказчики покупают все только самое необходимое для поддержания жизнедеятельности своих компаний, но практически не пострадали объемы продаж по расходным материалам. О двукратном росте продаж в корпоративном сегменте говорит также LogyCom.

Комментировать изменения в выручке и прибыли в компании Аlsi отказались. Отказалась от любых комментариев и компания Alser.

Напомним, в прошлом году, по данным представительства международной исследовательской компании IDC в РК, объем рынка PC в Казахстане сократился по сравнению с 2007 г. на 2,5%  в штучном и на 6,2%  в денежном выражении, составив 461,4 тыс. шт. или $387,5 млн. Падение продаж на рынке ПК в Казахстане было зафиксировано тогда впервые за время наблюдений с 1999 г. Настольные ПК составляли 67,7%  объема рынка, ноутбуки — 30,8%, а серверы архитектуры х86 — 1,5%. При этом, по данным компании, во 2 квартале текущего года продажи PC в РК сократились на 58% в количественном и на 61% в денежном выражении.

PR-менеджер LogyCom Андрей Нижников отмечает, что, анализируя 2009 год, можно выделить две особенности: во-первых, смещение спроса к более недорогим ПК; во-вторых, возрастающий интерес к ноутбукам. В этом аспекте рынок Казахстана не уникален и подтверждает тренды России и Украины. Представитель LogyCom считает, что в сложившейся ситуации в первую очередь страдает множество мелких ИТ-компаний (за счет них и происходит основное падение), крупным же игрокам отечественного ИТ-рынка проще удержать свои позиции.

Не лучшим образом обстоят дела у Glotur, которая к концу 2009 г. планировала выпускать до 100 тыс. компьютеров на первой в Казахстане конвейерной линии по сборке PC Tecata. Убытки компании только за 1 квартал 2009 года составили 724 млн. тенге, а выплата купонного вознаграждения по облигациям продлена до 15 сентября. В АО «Glotur» считают, что в настоящий момент возможность для реструктуризации кредитного портфеля и взятия ситуации под контроль может предоставить только технический дефолт.

Судить о состоянии рынка ПК можно и по косвенным данным. Доходы HP по регионам Европа, Ближний Восток и Африка (ЕМЕА), куда входит и Казахстан, сократились на 12% (с учетом валютных курсов — на 2%).

Региональный директор Intel в России и других странах СНГ Дмитрий Конаш комментирует, что, согласно оценкам некоторых независимых источников, рынок процессоров в Евразии в зависимости от региона сузился на 20–40%. «При этом мы не видим значительных изменений в структуре продаж: доля реализуемых мобильных решений опережает решения для настольных ПК», — комментирует он. Важно другое: эта тенденция уже в течение нескольких кварталов соответствует общеевропейской и общемировой.

Дмитрий Конаш отмечает, что независимые исследователи выявили по просьбе Intel наиболее важные факторы для потребителей при покупке PC. Это по-прежнему быстродействие, функциональность, удобство пользования, привлекательный внешний вид и доступная цена. «Впрочем, набор этих факторов и их порядок по значению не меняются уже несколько лет», — комментирует Дмитрий Конаш.

С точки зрения руководства Intel, кризис, кажется, достиг своего пессимума. Что касается цен на РС, — цены на них по логике должны снижаться при одновременном усовершенствовании продукта. Дешевле и современнее становятся процессоры, снижать цены заставляет конкуренция.

По мнению директора ТОО «Компьютерный центр ARCOM» Владимира Долбня, во втором полугодии 2009 года продажи ПК возрастут — сыграет свою роль фактор сезонности. Исходя их этого, можно прогнозировать, что общегодовое падение рынка будет меньше, чем по показателям 1 полугодия.

Комментарии