Следите за новостями

10 неопровержимых фактов о Казнете

Количественные показатели состояния Казнета на сегодняшний день.

24 августа 2006 15:07, Алена Аукенова, Gazeta.kz
Рубрики: Интернет

Итак, что имеется в Казнете и о Казнете к сегодняшнему дню?

1. Около 5 тысяч сайтов. Даже учитывая тех заказчиков и исполнителей, которые подзабросили свои творения и/или потеряли хостинг. А также — неизвестное количество купленных доменных имен, на которых пока так ничего и не воздвигнуто.

2. «Плавающее» количество провайдеров. В прошлогоднем мартовском интервью газете «Казахстанская правда» вице-президент, главный технический директор АО «Казахтелеком» Азамат Сыргабаев говорил: «Интернет — наиболее быстро развивающийся сегмент инфокоммуникационного рынка. Он представлен наибольшим числом как вторичных, так и первичных провайдеров. На сегодняшний день более 200 компаний имеют лицензии на этот вид деятельности. Пять из них (первичные провайдеры — Казахтелеком, Nursat, Dukat, представительство российской компании Goldentelekom и Astel. И сами они занимаются продажей каналов связи в разных объемах, и более мелкие компании покупают у них часть канала на оптовых условиях, чтобы распродавать в розницу конечным потребителям. Вот почему на оптовом рынке телекоммуникаций, по мнению многих экспертов, цены в 2–3 раза завышены — прим. авт.) располагают собственным доступом к внешним интернет-ресурсам…

…Возможности телефонной сети для передачи данных весьма ограничены, средняя скорость соединения — 33,6 Кбит/с. Широкополосным интернетом пользуется не более 20 тысяч физических лиц. По прогнозам аналитиков, казахстанский рынок IP-телефонии начнет бурно развиваться после того, как цены на интернет сократятся в разы.

…Казахстанский пользователь более чем в 90 процентах случаев пользуется внешними (не казахстанскими) ресурсами Сети. Львиная доля приходится на интернет-пространство России. Казахстанский трафик в общем объеме интернет-трафика составляет около 5 процентов. И это является следствием недостатка информации в казахстанском интернет-пространстве. Поэтому и стоимость услуг для нашего пользователя оказывается выше, чем в России».

Не слишком утешительные данные, правда? А тем временем (это для сравнения), как отмечает журнал «Эксперт-Казахстан»: «В рамках программ по развитию информационной инфраструктуры предположительно к 2010 году каждый второй европеец будет иметь доступ к мультимедийным ресурсам глобальной сети. Услуги глобальной информатизации относительно недорогие. В Южной Корее ежемесячная плата за безлимитный доступ к широкополосному интернету составляет 25 долларов. Примерно такие же цены в Японии. Во Франции стоимость безлимитного интернета со скоростью 7 Мбит/с. равна 15 евро».

3. Толком непосчитанные «по головам» пользователи. Информация о самом первом и, пока последнем профессиональном исследовании на эту тему приводится здесь (http://www.kazinet.kif.kz/). И ему (исследованию) — исполняется в ноябре 6 лет.

В конце 2004 года тогда еще ААСиП выдала следующие данные: на 1000 семей — 300 компьютеров. Методика подсчета — покрыта мраком.

Компания «КОМКОН-2 Евразия» чуть больше года назад вычислила, что количество «домашних» интернет-пользователей в Казахстане выросло в два раза по сравнению с 2002 г. И что услугами доступа в интернет в Казахстане пользуются более 185,3 тысяч владельцев домашних компьютеров, то есть — 9,4%  городского населения, которые тратят на услуги доступа около 213,4 млн. тенге (1,5 млн. долларов) ежемесячно.

Журнал «Эксперт» называл цифру от 200 до 300 тысяч, добавляя, что подавляющее большинство казахстанских пользователей выходит в глобальную сеть через dial-up.

Журнал «Континент» не так давно писал: «В Казахстане всего 15 миллионов жителей, а на ту же тысячу населения приходится лишь порядка 45–50 компьютеров».

А в середине июля, когда в Астане был круглый стол по поводу развития информационных технологий интернета, чиновники лихо озвучили цифру …3 миллиона (не иначе как эхом на заявление премьера в ходе июньского заседания правительства по вопросам реализации госпрограммы формирования электронного правительства, в котором он сказал, что до 2008 года предстоит довести показатель компьютерной грамотности в РК до 21,3%  (или 3 млн. 195 тыс. человек).

4. Сотня веб-разработчиков. К августу нынешнего года число веб-студий, веб-компаний, веб-команд, интернет-отделов и отдельно взятых веб-дизайнеров-мастеров стремится к цифре…100 (http://lyakhov.kz/isector/web.shtml). Маловато будет. Но что выросло, то выросло.

Кроме того, в апреле 2004 года была организована Казахстанская Ассоциация IT-компаний, которая в соответствии с решением международной координирующей организации ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — Интернет Корпорация по присвоению имен и номеров) является администратором национального домена верхнего уровня «KZ» и объединяет 28 членов. То есть треть всех веб-разработчиков.

5. Баннерная и иные виды онлайн-рекламы — в зачаточном состоянии. «Доходы от онлайн-рекламы в США в 2005 г. превысили $12,5 млрд. Объем российского рынка интернет-рекламы в 2005 г. при росте 71%, приблизился к $60 млн., что более чем в 200 раз меньше американских показателей».

«А по оценкам «Яндекса», учитывающим контекстную — в настоящий момент самую дешевую — рекламу, весь рекламный рынок Рунета в прошлом году составил порядка $100 млн.»

Сами понимаете, что хоть и не в пользу последнего сравнение с заокеанскими монстрами, но не все так плохо в государстве российском. Потому что объемы рекламного рынка, например, того же Казнета подсчитать не менее трудно, чем количество его пользователей. А раз нет исследований объемов рынка — нет желающих что-либо рекламировать в нем. Какой бизнесмен станет вкладываться в заведомо непонятно что, без какой бы то ни было информации об отдаче?

Поэтому те потенциальные и действующие заказчики рекламы в Казнете, что уже народились, подросли и заматерели, поступают по следующей схеме: поход на рейтинги и топ-счетчики (чтобы доподлинно установить какие из ресурсов, являясь наиболее посещаемыми, в то же время более менее совпадают по потенциальной аудитории с той, на которую будет направлена рекламная кампания) — обращение к владельцам (поддержке) сайта за данными, которые те могут предоставить по статистике сами — заказ на изготовление/размещение. При этом наши рекламодатели спят и видят себя на статичных баннерах, категорически отказываясь от иных форм и методов маркетинга в Сети.

Находиться в ротации еще с кем-то? Увольте! Никто не хочет понимать простейшей вещи: у любого, даже самого большого и раскрученного сайта, баннерные площади — ограничены. И дизайном, и функционалом-программингом, и количеством контента, и скоростью загрузки.

Так и выходит — арендует клиент на год площадку под свой статичный баннер, платит за это по минимуму (учитывая скидки за время/постоянство), а хозяева сайта, которые могли бы заработать на ней во много раз больше, вынуждены сидеть тихо в уголке, примуса починять. Вот почему в Казнете ничтожно мало электронных проектов, которые приносили бы прибыль.

Кстати, минимальный «привлекательный» уровень посещаемости сайта Казнета составляет где-то около 3–4 тысячи посетителей в день. Достигнув этого порога, хозяева ресурса могут быть уверены, что на них захотят размещаться. Кроме того родные, специфические черты развития местного интернета проглядывают во всем: чрезвычайно мало специалистов в области сетевого маркетинга (опять же потому что казахстанский интернет — не самая востребованная сфера), и поэтому проводятся в смешных количествах масштабные маркетинговые акции, розыгрыши, тематические конференции, анкетирования-опросы и т.д.

С другой стороны, пользователи отключают картинки, экономя на трафике, ибо дорог он. С третьей, — сами разработчики не мудрствуют лукаво, и на всякого рода корпоративных сайтах ничего кроме обыкновенной информации о товарах и услугах не размещают, а вот онлайн-сервисы и промо-акции — считаются высшим пилотажем, на который «подписываются» только самые крупные заказчики сайтов. Их не так много и все уже находятся (или, придя на рынок, сразу оказываются) в умелых и надежных руках. Таким образом, выходит, что подавляющее большинство сайтов в Казнете не окупают изначально вложенных (и вкладываемых) в них средств.

6. Отечественная интернет-премия — Award (http://www.award.kz/). Конкурс по выявлению лучших среди имеющихся в наличии, который будет проводиться осенью именно под этим брэндом уже в четвертый раз.

7. Электронное правительство, то есть, если точнее, пока лишь — Портал Электронного Правительства Республики (http://www.e.gov.kz/). Как сообщил недавно председатель Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Аскар Жумагалиев: «В настоящее время портал предоставляет пользователям более 500 услуг, но практически все они носят информационный характер, что соответствует стратегии развития «электронного правительства» в республике».

Стратегия, напоминаю, состоит из 4 этапов: информационного (в настоящее время), интерактивного (запланирован на конец 2006—2008 год), транзакционного (2008—2009 годы) и этапа «информационного общества» (2009 год).

8. Деление Казнета на «русский» и «казахский». Наспех сколоченная и постоянно отклоняющаяся от основного давным-давно взятого курса и в государственных, и в общественно-политических водах, «лодка» с двуязычием в той же дрейфующей манере рассекает и волны Казнета.

Принятый как бы образец и стандарт — 2–3 (рус, англ, каз) версии одного и того же сайта, — реализуется далеко не во всех случаях. Чаще всего, сверстав версию на русском языке, разработчики сайта запускают его основной функционал и успокаиваются, тем, что по-любому, всякий «незнакомый прохожий» сможет понять, о чем он.

А на «другой стороне Луны» — сайты, сделанные исключительно на казахском языке. Куда, понятное дело, доступ ВСЕМ казахстанцам косвенно ограничен. И вроде бы — вот вам стимул для того, чтобы овладевать госязыком, однако зачем?

Ведь есть те, первые, а еще те, кто делает дубляж, а еще те, кто вообще и не пытается использовать ни один, ни другой, потому что уверены — будущее за глобализаций, Сеть — едина, и посему — кроме английских текстов, не нужны его сайту никакие иные.

9. Довольно обширный труд по систематизации многого вокруг да около Казнета, директора общественного фонда «Казахстанская Федерация Интернета» А. В. Колосова, автора и редактора сайта, который так и называется История Казахстанского Интернета. В его создании и наполнении участвовали и многие другие специалисты.

10. Не менее обширный и ценный энциклопедический, исторический (по многим меркам и параметрам), событийный, информационный ресурс «Большая Энциклопедия Казнета», начатый, продолженный и ведомый А. Е. Ляховым, ныне зам. директора Департамента общественных связей АО «Казкоммерцбанк», членом Международного союза интернет-деятелей «ЕЖЕ», член-корреспондентом Международной академии информатизации, автором всем известных «Горячих Блинов со Сковородки Казнета», которому, кстати, сегодня исполняется 44 года.

С чем мы его от всей души сегодня и поздравляем. Желая и в дальнейшем (в следующие четыре десятилетия) находить как можно больше времени для своей веб-епархии.

Комментарии